Фрагмент для ознакомления
2
Понятие недобросовестной конкуренции по российскому законодательству
Аннотация. В статье раскрывается понятие недобросовестной конкуренции, так же описываются сложности применения законодательства о недобросовестной конкуренции на практике, в частности сложности в доказывании умысла недобросовестной конкуренции. Экономический рост, отражающий потребности граждан, общества и самого государства, возможен только в условиях обеспечения и развития добросовестной экономической конкуренции.
Ключевые слова: конкуренция, рынок, недобросовестная конкуренция, предпринимательская деятельность, хозяйствующий субъект.
Законодательство Российской Федерации запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм неправомерного поведения, которое оказывает негативное влияние на конкуренцию и ограничивает ее на товарных рынках.
Главой 2.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [1] (далее – Закон о защите конкуренции) введен запрет на недобросовестную конкуренцию, в частности: запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения; запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации; запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг и т.д.
Подобная формулировка понятия недобросовестной конкуренции включает в себя достаточно большое количество признаков, из-за которых появляется затруднение для применения его на практике.
Анализ законодательного определения позволяет выявить следующие признаки недобросовестной конкуренции.
1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями; возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена.
2. Действия рассматриваются как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости.
3. Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, т.е. российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.
4. Целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.
5. В результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. При этом законодатель допускает, что достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции. В основу критериев разграничения добросовестной и недобросовестной конкуренции может быть положен такой критерий, как отличие правомерного осуществления своих прав от злоупотребления правом.
Перспективу решения вопроса о придании четкого понятия недобросовестной конкуренции, открывает нивелирование терминологической проблемы, путем квалификации действий хозяйствующего субъекта по критериям реализация ее деяний: противоречащим требованиям действующего законодательства и обычаям делового оборота; имеющим неблагоприятные последствия для конкурентов, в формате дамнификации или нанесения ущерба их деловой репутации; реализующим деятельность, которой присуще направленность на приобретение преимуществ предпринимательской деятельности и монополизации рынка. Сущность этих критериев вследствие приводит к характерным особенностям недобросовестной конкуренции, которые описывают данный термин, как противоправное действие, связанное с нанесением ущерба конкретному конкуренту, причём бездействие не может быть расценено, как недобросовестная конкуренция, а одним из участников конкурентных отношений, с участием аморальных актов, не может выступать орган государственной власти [7, с. 750].
Также, следует отметить, что с субъективной точки зрения, именно умысел выступает важной чертой, поскольку такой вид конкуренции четко направлен на приобретение неоправданных преимуществ в рыночных отношениях. Не менее важным аспектом при определении понятия выступает факт того, что потребитель, как участник отношений – отсутствует. В данном случае, права потребителя, при нанесении им ущерба, защищаются потребительским правом.
Недобросовестная конкуренция представляет собой модель злоупотребления правом, реализующаяся в противозаконном поведении участника рыночных отношений, который путем неправомерных и противоречащих обычаям делового оборота методов осуществления своего субъективного права обеспечивает затруднения в выполнении его конкурентом своих предпринимательских прав. То есть недобросовестная конкуренция – это правонарушение, совершаемое хозяйствующим субъектом и посягающее на рыночные отношения в области реализации свободы экономической деятельности и осуществления реализации конкуренции. Последствием выступает нанесенный социально-экономический вред, который впоследствии разрушает справедливую хозяйственную практику и прямо создает препятствия прозрачности товарных и финансовых рынков.
При этом не отражающее объективной реальности правовое регулирование, излишнее вмешательство органов государственной власти в рыночные отношения, а также в деятельность самих организаций, как субъектов экономических отношений, создает прецедент для развития недобросовестной конкуренции, что причиняет ущерб другим участникам экономической сферы, продвигает некачественные товары путем обмана, позволяет распространять ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации.
В настоящее время большинство актов недобросовестной конкуренции совершается путем нарушения прав на интеллектуальную собственность. Законодательство о недобросовестной конкуренции в настоящее время является одним из наиболее эффективных средств правовой защиты исключительных прав в сфере интеллектуальной собственности, особенно исключительных прав на средства индивидуализации [8, с. 164].
Главным определяющим критерием недобросовестной конкуренции являются категории нравственности, морали, этики, добропорядочности и т.д. Соответственно, недобросовестная конкуренция исторически является актом безнравственного поведения предпринимателей. Тем не менее, применяя данную норму на практике, возникают определенные сложности. Субъективная сторона недобросовестной конкуренции изначально характеризуется виной в форме умысла: «Любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности». Это означает, что истцу необходимо представить суду доказательства умышленной вины ответчика для того чтобы суд возложил гражданско-правовую ответственность на ответчика. Обращаясь к судебной практике, процесс доказывания умысла в действиях ответчика является достаточно сложным процессом. Данная обязанность значительно снижает эффективность пресечения недобросовестной конкуренции [10, с. 120].
Показать больше