Фрагмент для ознакомления
2
Информационно-коммуникационные технологии в психологии
Современному миру свойственная глубокая информатизация, человек повседневно подвергается влиянию большого количества информационных ресурсов, и обращается к различным техническим средствам передачи информации.
Такая сфера знания, как психология, тесно связанная с работой с человеческим восприятием, не может игнорировать этих тенденций, и должна использовать их себе во благо.
В настоящее время под информационно-коммуникационной технологией мы понимаем совокупность методов, алгоритмов и средств обработки и передачи документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.
До сих пор не существует единой точки зрения в отношении того, как должна осуществляться информационно-коммуникационная работа в психологии и какие стратегические и тактические подходы являются оптимальными при разработке новых и модификации имеющихся в информационно-коммуникационных технологиях методов на нынешнем уровне развития психологии.
Однако, мы можем говорить о нескольких направлениях деятельности, где обращение к технологиям является необходимым и оправданным. В первую очередь, это сфера образования и самообразования. Здесь, пользуясь информационно-коммуникационной средой, психолог может получать необходимые знания, обмениваться информацией с коллегами и формировать свой научный кругозор, что необходимо для совершенствования в профессии.
Просветительская работа является, вероятно, самым освоенным способом эффективно применить информационно-коммуникационные технологии в психологии: это любые информационные порталы, ресурсы, другая техническая помощь специалисту в области информирования населения о проблемах психологической грамотности.
Другим нюансом является использование технических средств для хранения информации и упрощения анализа данных исследований, это автоматизированные системы подсчета результатов тестирований и подобные подспорья работе психолога.
Современная психология широко используют самые разнообразные статистические методы. Они позволяют наглядно описать некоторое явление или процесс, выявить закономерности, сделать выводы или прогноз. При этом иногда доходит до того, что при планировании эксперимента предлагается строить гипотезу, исходя из расчета определенных статистических процедур получения результатов, их оценивания и анализа, а статистическая верификация выводов считается обязательной.
Технический прогресс позволяет нам работать с большими массивами данных и представлять достоверные статистические исследования социально значимых проблем.
Информационно-коммуникационные технологии охватывают и сферу самопрезентации специалиста. Он может задокументировать свои профессиональные достижения и создавать в публичном доступе свой информационный ресурс, выстраивая коммуникацию с клиентом.
Наконец, прошедший год и период пандемии поставил перед нами сложную задачу сохранения контакта клиента и специалиста в ситуации невозможности личного общения. Это дало большой рывок в сфере онлайн-консультирования, поскольку одновременно из-за стрессовой ситуации возрос и запрос на такие услуги.
С другой стороны, мы можем отметить очевидные минусы развития информационно-коммуникационных технологий в психологии.
Среди них тотальное падение экспертности, когда материалы, например, тестирований становятся технически доступны широкому кругу населения, но при этом подаются в некорректном виде, без понимания нюансов проведения исследования и без оценки психологического состояния человека. После
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Крутин Ю.В. Информационные технологии в психологии. – Екатеринбург: УРГУ, 2016. – с. 247.
2. Зенина С.Р. Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017. – 24 с