Фрагмент для ознакомления
2
Стратегические перспективы развития аудита
Аудиторская проверка является обязательной для многих компаний. Но даже те, кто не обязан ее проходить, нередко делают это добровольно или обращаются к аудиторам за консультацией по отдельным вопросам. Рассмотрим историю развития и перспективы аудиторского рынка в России.
Аудит вообще — это проверка деятельности компании. Если рассматривать это понятие в широком смысле, то анализу подвергается не только учет, но вообще все бизнес-процессы: производство, логистика, управление персоналом и т.п.
Причем такую проверку могут проводить не только сторонние организации, но и сотрудники самой компании (внутренний аудит).
Но закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет аудит именно как внешнюю проверку финансовой отчетности для подтверждения ее достоверности (п. 3 ст. 1). В дальнейшем будем использовать термин «аудит» именно в этом узком смысле.
Сегодня можно говорить об актуальности по вопросам стратегического аудита коммерческих организаций, поскольку аудиторские фирмы уже предлагают услуги по осуществлению стратегического аудита.
Эти услуги осуществляют в Российской Федерации аудиторские компании «большой четверки». Многие российские аудиторские фирмы, отмечающие в перечне предоставления услуг стратегический аудит, не ограничиваются простым проведением стратегического анализа хозяйственной деятельности, как это было ранее. Они уже в полной мере и по всем правилам проводят стратегический аудит.
Стратегический аудит есть современный метод и важнейший инструмент повышения эффективности управления в долгосрочной перспективе, радикальная перестройка производственных, организационных процессов, которые протекают в коммерческих организациях.
Стратегический аудит – инструмент разумного, рационального, экономичного построения внутренних и внешних бизнес-процессов и исполнения операций как их элементов. Тем самым, его можно определить как инновационное направление развития коммерческой организации.
Стратегический аудит помогает дать оценку ресурсной обеспеченности и реализуемости утвержденных планов, сделать процессы отслеживаемыми, а значит, подконтрольными и управляемыми.
Таким образом, общество будет получать дополнительную независимую гарантию того, что государственные средства, которые были инвестированы в долговые инструменты, впоследствии будут применяться эффективно.
Значимость стратегического аудита в коммерческой организации определена тем, что он позволяет собственникам бизнеса определить в какой степени его фактическое состояние совпадает со стратегическими целями фирмы, насколько грамотно она нацелена на достижение стратегии, и насколько сама стратегия жизнеспособна в изменяющихся условиях рынка.
В процесс разработки стратегического аудита вовлекаются не только менеджеры высшего звена, но и все остальные руководители организации. Квалифицированные специалисты также могут помочь организации в борьбе за повышение конкурентоспособности, платежеспособности.
Специалисты должны выявлять уязвимые места и возможные резервы и обязательно предупреждать высшее руководство о рисках, с которыми может столкнуться предприятие при определенном воздействии факторов экономической среды.
Руководители среднего звена непосредственно работают над анализом областей, данным им для составления подробного отчета, после составления отчета необходимо передать всю наработанную информацию в отдел стратегического планирования.
Генеральный директор организации является не только самым влиятельным, но и самым ответственным менеджером, который занимается разработкой стратегии для дальнейшего развития компании, т.е. его должность, предусматривает то, что главным постановщиком задач, разработчика целей, которые необходимо достичь компании в определенные сроки, определение стратегий развития всей компании, является лично он.
Несмотря на то, что многие другие менеджеры непосредственно связаны с процессом стратегического аудита, вся ответственность за руководство командой и осуществление стратегического плана лежит на человеке, занимающем должность генерального директора.
Заместители директора по производству, маркетингу, кадрам и другие руководители организации непосредственно несут ответственность за разработку и проведение стратегического аудита.
Руководители должны принимать участие в развитии главных направлений всей стратегии и стратегическом анализе; работать вместе с генеральным директором и приходить к общему решению определенной проблемы, они повышают эффективность анализа отдельных частей стратегического аудита организации.
Если речь заходит о небольших компаниях, то задача разработки и выполнения стратегии полностью приходится на пост руководителя.
Итак, исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что стратегический аудит – это не рассмотрение целесообразности утвержденных менеджментом решений, это определенная методика, позволяющая оценить ресурсную обеспеченность и реализуемость заявленных планов.
Также стратегический аудит играет немаловажную роль в деятельности инвесторов. Невзирая на то, что аудиторские заключения не имеют рекомендательный характер для инвестиций, все же они способны предоставить нужный материал, который поможет определить фактическое состояние бизнеса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Баханькова Е.Н. Аудит. Учебник. — М.: РИОР, Инфра-М, 2018. — 208 с.
2) Ерофеева В.Н., Пискунов В.И., Битюкова Т.М. Аудит. Учебник. — М.: Юрайт, 2018. — 208 с.
3) Кеворкова Ж.Э. Международные стандарты аудита. Учебник. — М.: Юрайт, 2019. — 464 с.
4) Макарова Л.Ю., Штефан М.И., Ковина А.М. Основы аудита. Самоучитель. Учебник. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. — 408 с.
5) Парушина Н.Б., Кыштымова Е.С. Аудит. Основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, Форум, 2018. — 560 с.