Фрагмент для ознакомления
2
Концепция мира и человека в поэмах Элиот «Бесплодная земля» и Аполлинер «Зона»
Американо-британский драматург, культурный историк, критик и поэт
Элиот Томас Стернз родился 26.09.1888 в Сент-Луисе американского штата Миссури.
После своего рождения Элиот проживал в Соединенных Штатах, а затем переехал в столицу Великобритании. Здесь он являлся служащим в банке, занимался преподавательской деятельностью, выступал в качестве рецензента. В период с 1922 года и по 1939, Элиот являлся главой журнала «Крайтерион», в котором публиковались для него программные статьи философской направленности, а, кроме того, главные работы, которые собой характеризовали его понимание назначения культуры и сущности вообще .
Наиболее значимые события жизнедеятельности Элиота связаны с 1927 годом, когда он примкнул к англокатолицизму (сделался для «Высокой церкви» адептом) и единовременно получил британское подданство. Элиота к экспатриации побудило осознание собственной чуждости к культуре Америки, которая с его точки зрения на основании исторической своей молодости не имеет глубоких корней духовности. Элиот считал неприемлемым засилье практицизма и утилитаризма, которые формируют социальную психологию граждан, побуждая его об Америке давать отзывы, как о королевстве «Вульгарности», что являет собой наиболее значимое проявление «варварства», считаемого им сущностью собственной эпохи. Боязнь «варварства» и увеличивающееся отвращение к жизнедеятельности современности, отвержение культуры в виде живой традиции - по многим показателям предопределяют творческий характер Элиота.
Переезд через Атлантический океан не привел к полному разрыву с той культурой, на почве которой ему довелось расти. Являясь воспитанником Гарварда, Элиот не пренебрегал посещением семинаров таких серьезных философов, как И. Бэббита и Дж. Сантаяны. Диссертация Элиота, как магистра, опубликованная в 1964 году, посвящалась концепции философского опыта и знаний неогегельянца Ф. Г. Брэдли, у которого главная работа под названием «Реальность и видимость» входит в число основных источников культурологических поэтических воззрений.
Целью Элиота, при создании своих художественных шедевров, было устранение «размолвок» между восприятиями чувственным и интеллектуальным. Он стремился вернуть значимость слову поэта, стихам, которые потеряли свою ценность из-за романтически поставленного искусства чтения стихов.
Элиот проявлял себя с разных сторон. В области литературы и поэзии он называл себя сторонником классики, в политике - приверженцем королевской власти, ну а в религии Элиот относил себя к сторонникам «Высокой церкви». Элиот в образе поэта (а в малой степени и драматурга) добился больших высот в области драмы в стихотворной форме, в составе которой были нравственные противоречия (например, «Убийство в соборе» 1935г). Элиот - это художник, который воплотил характерные особенности чувственного мировосприятия и умственного настроения своей эпохи.
На поиски «точного слова» Элиот отдавал все свои силы, начав самым первым сборником «Пруфрок и другие наблюдения». В этой поэме воплощается идея персонажа-маски, которая представляет собой «карикатуру» автора, этакую пародию. Эти поиски «точного слова» были направлены не только потерявшими свою ценность стилистикой и поэтикой, которые имели романтическое происхождение... Но и пустотой слова, а также понятий, которые выражали авторитетное учение хода истории, силы разума и неизбежности прогресса .
Верованиям, которые были главными до ужасных событий Первой мировой войны, Элиот сделал противопоставление мыслей, которые позже стали основой философо-эстетического учения специальных направлений в искусстве и литературе, отрицающих традиционную эстетику. Время он толковал как «реальную протяженность», которая не имела ничего общего с последовательностью развития. Идее определимости противоречила путаница реальности. Элиот считал, что опыт - не упорядоченность, а смесь разрозненных впечатлений, которые обретали единство лишь в «мифе». Слово «миф» Элиот трактовал как союз несочетаемых вещей, для того чтобы придать единство, на первый взгляд, не имеющим совершенно никакой связи вещам.
Все свои идеи и размышления Элиот успешно воплотил в поэме «Бесплодная земля» (1922г). Эту поэму восприняли как обращение к народу «потерянного поколения». Поэма представляла собой некоторое количество разнящихся между собой частей. Но она не стала объявлением бунта, а стала доказательством размеров и значимости перелома в истории. Этот перелом обозначал для Элиота трагическое падение огромной эпохи культуры, которая длилась со времен Ренессанса и до крушения 1914 г. Множество «масок» в этой поэме показывает мертвенность и ужас всего этого хаоса жизни, а также доносит мысль Элиота об обесценившейся личности человека. Миф - последний способ вернуть целостность и единство «груде поверженных образов», объединенных навеянной пустотой, проклятием, которое было наложено на территорию больного и слабого Царя-рыбака (персонажа поэмы «Бесплодная земля»). Эти идеи взяты из учений известных этнографов-фольклористов Дж. Фрезера и Дж. Уэстон. Поэма остается эталоном умственной поэзии, которая требует к себе пространных комментариев. Зачин им дал сам автор, который написал первые примечания к поэме.
Гийом Аполлинер (1880-1918). Французский литератор в своей лирике, рассказах и драматических произведениях открыл новые возможности художественного изображения действительности. Аполлинер был приверженцем "кубизма", ввел в искусство понятие "сюрреализм" и последовательно связывал в своих стихах форму и содержание, новаторски достигая их симбиоза.
Пребывание в парижской тюрьме Санте стало поводом для написания выдающегося цикла стихотворений, знаменательного для «Алкоголей»: подхватывая традиции «тюремной лирики», прежде всего Верлена, Аполлинер создает шедевр в духе классической поэзии, следом за которым мог быть только один шаг — в сторону поистине новой поэтической эстетики .
Показать больше