Фрагмент для ознакомления
2
САМОЗВАНЦЫ В ИСТОРИИ РОССИИ
Введение
Тема актуальна и в наше время, т.к. стремление людей жить под чужим обличием присуще испокон веком многим людям, происходит это лишь в разных модификациях в разное время. Самозванчество – один из самых ярких феноменов социокультурной и политической жизни в русской истории, и он отнюдь не является сугубо историческим.
В данной работе уделим внимание Лжедмитрию I – он является загадочной и неоднозначной личностью, в исторических фактах видны в основном отрицательные стороны, но при более детальном изучении его политики, становится ясно, что она была не столь губительна для русского общества.
Цель работы – рассмотреть общее понимание о самозванцах и остановится подробнее на деятельности Лжедмитрия I.
Задачи:
Рассмотреть причины появления самозванцев;
Понять роль самозванцев в истории России;
Изучить, чьи интересы представляли самозванцы;
Описать личность и деятельность Лжедмитрия I.
В своих работах данный вопрос рассматривают Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, Р.Г. Скрынников – их работы мы и примем за основу. Рассмотрение вопроса формируется с разных позиций: Н.И. Костомаров считает, что роль в выдвижении самозванцев принадлежала иностранцам, которые претендовали на российский престол с целью распространить католичество на Руси; по мнению же В.О. Ключевского появление самозванцев скрывается в проблеме законной власти.
Глава 1. Самозванство
В России среди самозванцев за которыми шли тысячи людей (Лжедмитрий и Пугачев) были и такие, за которыми стояли десятки сторонников. Исходя из этого появилась потребность привести в общую систему всё множество самозванцев, ведь среди них есть и «марионетки» - это именно тот очеловеченный добрый царь, который намерен выводить бояр-изменников, но в тоже время встречались, и истинные вожди «верховодившие по уму и по своей воле».
Самозванческих типов было не малое количество, одна из их классификаций была предложена М.С. Арканниковой:
1. Самозванец-защитник. Такие самозванцы преследовали цель в установлении традиционного социального порядка, привлечение внимания властей к решению конкретных социальны проблем и пытались вмешаться в процесс принятия политических решений;
2. Самозванец-мошенник. Тот, кто преследует личную и материальную выгоду, старается во всём лишь для себя.
3. Самозванец-марионетка. Выступает в роли самозванца не по своей воле, а по воле тех, кто заинтересован в политических силах. Именно к этому типу можно отнести Лжедмитрия I.
«На практике, - пишет М.С. Арканникова, - эти типы могли сочетаться и взаимно дополнять друг друга, реализуясь в одном человеке. В период монархии более «востребованным» и распространённым в народной среде являлся тип самозванца-защитника, именно он получал наибольшую социальную поддержку в XVII-XVIII вв.»
Общее, что объединяло самозванцев, - это то, что они самоидентифицировали себя с царскими особами, личностью которых они себя представляли.
Кроме мирских самозванцев в России действовали (в какой-то степени и по сей день) и самозванцы религиозные, они же «прикрывались» не царскими особами, а брали себе имена святых и даже Христа. В XVII в. В Сибири был Илья-пророк, он же называл себя и царём Михаилом, т.е. в нём видно сочетание и религиозного и мирского самозванства.
Самозванство - явление очень загадочное и, по прихоти истории, чаще всего возникало в России. Ни в одной другой стране это явление не было столь частым и не играло такой значительной роли. Судьба самозванцев была разной, но большинству из них грозил печальный конец - платой за обман чаще всего была казнь или тюремное заключение.
Народ поддерживал самозванцев главным образом потому, что они обещали им освобождение от крепостного права, сытую жизнь и повышение социального статуса. В то же время не исключено, что некоторые приверженцы (по крайней мере, некоторые из них) могли следовать за самозванцами, не веря в их королевское происхождение, а просто используя их в своих целях. Понятно, что «толпе» все равно, кто с ее помощью взойдет на престол - главное, чтобы новый царь был «человеком» и «добрым», чтобы он защищал интересы народа.
Самозванство - несомненно, один из самых серьезных грехов. В России, в центре которой Смутное время, наступило золотое время для самозванцев. Их было так много, и значение некоторых из них настолько велико, что исследователи иногда задавались вопросом: не был ли тот или иной из них участником перемен, которые произошли намного позже. Например, тенденции, возникшие во время правления Лжедмитрия I, впоследствии были реализованы Петром I, и восстание Пугачева было не последней причиной, подтолкнувшей правительство к освобождению крестьян в 1861 году.
Длительное правление каких-то самозванцев в России вполне могло привести к тому, что разрыв с Западной Европой был бы преодолен - и в военном деле, и в сфере образования, и в сфере общественных отношений.
Скорее всего, одни самозванцы сыграли свою роль лучше, их действия больше соответствовали ожиданиям, а другие претенденты на престол не следовали общепринятым «правилам игры» или чаще их нарушали.
Глава 2. Лжедмитрий I
Долгое время является загадкой как для русских, так и для зарубежных историков истинная причина смерти сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия. Погиб единственный наследник престола 15 мая 1591 года в Угличе. Версий существует две: первая заключается в том, что это был несчастный случай, когда при приступе эпилепсии наткнулся на нож, согласно второй версии причиной смерти является намеренное убийство, среди организаторов данного убийства такие подозреваемые как Романовы, Годуновы, Шуйские.
Для нас важна не личность организатора, а по большей части факт смерти Дмитрия и, как следствие, конец династии Рюриковичей и появление среди них «боярских» царей. Борис Годунов и Василий Шуйский, которых называли «неестественными» царями.
Показать больше