Фрагмент для ознакомления
2
Эссе на тему «Адвокатская тайна»
Характерным признаком правового государства и гражданского общества является наличие института адвокатуры. Эффективное функционирование этого института невозможно представить вне должного закрепления положений об адвокатской тайне.
Конституцией Российской Федерации гарантируется каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Одним из видов ее оказания на профессиональной основе является адвокатская дея-тельность. От качества оказания юридической помощи адвокатами зача¬стую зависит возможность защиты нарушенных прав и законных интере¬сов граждан и юридических лиц. Вместе с тем в процессе общения довери¬теля с адвокатом происходит передача информации, разглашение которой вне рамок судебного заседания может негативно сказаться на отстаивании позиции лица, обратившегося за юридической помощью. В связи с чем по-явилось такое понятие, как «адвокатская тайна».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре) адвокатской тайной являются любые сведе¬ния, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему до¬верителю. Она выступает необходимым условием существования адвока¬туры и процессуальной гарантией объективности и состязательности су¬дебного процесса .
Однако системное толкование норм законодательства позволяет выявить некоторые проблемы в реализации механизма сохранения адвокатской тайны.
Сохранение адвокатской тайны обеспечивается следующими гарантиями:
- адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;
- адвокат не вправе давать свидетельские показания об обстоятельствах, ко¬торые стали ему известны в связи с исполнением им своих профессиональных обязанностей адвоката;
- проведение следственных действий или оперативно-розыскных мероприя¬тий в отношении адвоката допускается только на основании судебного решения. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных дей¬ствий сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве до¬казательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей;
- адвокат не может уступить другому защитнику право денежного требова¬ния к доверителю, по заключенному между ними соглашению, без специального согласия на то доверителя.
Следует отметить и особый запрет на коррупционное поведение адвоката, которое искажает его процессуальную роль, порочит честь и нарушает нормы профессиональной этики, которым защитник обязан следовать в соответ¬ствии с действующим законодательством. Кроме того, адвокаты не должны кон¬сультировать своих доверителей в совершении коррупционных правонарушений, и всегда должны следовать принципу - не нарушать или не содействовать нару¬шению закона .
Так, Г. И. Сибирцев в работе «Этика адвокатской деятельности в уголовном процессе» справедливо указывает на факт того, что адвокатура функционирует на основании принципа независимости, который, без сомнения, можно назвать одним из основополагающих по отношению ко всей адвокатской деятельности. Необходимой базой, гарантирующей независимость адвокатской деятельности, выступает институт адвокатской тайны, без которого существование указанного института было бы невозможным. Адвокатская тайна является самостоятельной этической обязанностью защитника перед своим доверителем и может по праву считаться основой всех принципов адвокатуры. Если институт адвокатской тайны по тем или иным причинам упразднят, то адвокатура как социальный институт прекратит свое существование . Высказанная гипотеза основывается на том, что адвокатская тайна гарантирует доверителю обеспечение его конституционного права на конфиденциальность всей информации, которая передана адвокату, и выступает связующим звеном для доверительных отношений между адвокатом и лицом, обратившимся за юридической помощью.
Если буквально трактовать положения ст. 8 Закона об адвокатуре, а также обратиться к п. 5 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. , то к адвокатской тайне относятся следующие сведения:
- данные о лице, которое обратилось к адвокату за юридической помощью;
- сведения, полученные от доверителя для выполнения принятого им на себя поручения;
- документы и информация, собранные адвокатом в процессе выполне¬ния поручения доверителя;
- условия соглашения об оказании юридической помощи и пр.
Вместе с тем в процессе осуществления адвокатской деятельности адво-кат вправе в рамках выполнения принятого им на себя поручения направ-лять запросы в различные органы власти, а также коммерческие и неком-мерческие организации, общественные объединения (ст. 6.1 Закона об ад-вокатуре).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федер. закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
4. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (в ред. от 20 апреля 2017 г.) // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2003. № 2.
5. Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатско¬го запроса: приказ Минюста России от 14 декабря 2016 г. № 288 (в ред. от 24 мая 2017 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 23 де¬кабря 2016.
Материалы судебной практики
6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 33-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 части второй статьи 29, части четвертой статьи 165 и части первой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.В. Валяна, М.С. Дзюбы и других» // Вестник КС РФ. 2016. № 2.
7. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. № АПЛ17-387 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 8.
8. Решение Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. № АКПИ17-103 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 8.
9. Решение Центрального районного суд г. Воронежа от 22 сентября 2020 г. по делу № 2-1713/2020 ~ М-1302/2020. Судебное делопроизводство Центрального районного суд г. Воронежа // URL: https://centralny-- vmsudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=7d5e4738-174f-4984-9853- a9b4dd99cc27&_deloId= 1540005&_caseType=&_new=0&srv_num= 1 &_hideJudge=0 (дата обращения: 05.04.2021).
Литература
10. Кучерена А.Г. Адвокатская тайна // Законность. 2003. № 2. С. 47.
11. Кабанов П. А. Формирование нетерпимости к коррупционному поведению как юридически не определенная правовая категория и ее содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13. № 1. С. 1007-1026.
12. Сибирцев Г. И. Этика адвокатской деятельности в уголовном процессе // Судебная власть и уголовный процесс. 2015. №4. URL: https://cyberlenin- ka.ru/article/n/etika-advokatskoy-deyatelnosti-v-ugolovnom-protsesse (дата обращения: 05.04.2021 г.).