Фрагмент для ознакомления
2
При глобализации и увеличивающихся международных связях очень возрастает воздействие международного нормотворчества на становление всех правовых систем стран вообще и, в частности, на стадии развития национального законодательства. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закреплено важное положение, в соответствии с которым " международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы и принципы международного права считаются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации определены другие правила, в отличие от предусмотренных законом, то используются правила международного договора". Получается, что без учета международно-правового аспекта российская правовая система будет выглядеть незавершенной. В связи с этим у российского общества есть проблема имплементации российского законодательства на базе общепризнанных норм и принципов международного права. В таком случае имплементация ратифицированных международно-правовых актов создает проблему унификации применяемых терминов перед российским законодательством.
В современном мире мировое сообщество пришло к осознанию того, что одна из главных проблем - проблема противодействия коррупции. Коррупционные угрозы проявляются во всех областях общественной жизни, они являются очень опасными и имеют черты системной угрозы безопасности человечества и миру. Общественная опасность коррупции состоит в дестабилизирующем, разрушительном влиянии на все государственные институты, которое препятствует последовательному развитию мирового правопорядка. Стабильный рост коррупционных преступлений в мире неизбежно требует принятия и разработки международно-правовых документов, которые образуют в общем грамотный правовой потенциал, который нужен для совместного противодействия взяточничеству и коррупции. Международное сообщество пытается законодательно урегулировать отношения в сфере противодействия коррупции посредством принятия разных международно-правовых актов, начиная с разработки правовых норм гражданско-правового и уголовно-правового характера, и заканчивая подготовкой особых документов, которые регламентируют области финансового и налогового контроля.
В том числе были приняты: Декларация ООН о борьбе с взяточничеством и коррупцией в международных коммерческих операциях; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках; Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией; Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию; Резолюция 97/24 Комитета министров Совета Европы, которая утвердила 20 руководящих принципов борьбы с коррупцией.
Вместе с этими главными международными документами, которые нацелены на противодействие коррупции как негативной особенности, являются: Конвенция ООН против коррупции; Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности.
Исследование международно-правовых документов, которые являются правовой базой противодействия коррупции, дают возможность определить терминологию коррупции и формирование в ней нескольких главных предписаний: создатели международных правовых актов в области противодействия коррупции допустили в некоторых случаях погрешности, неточности, юридико-технические ошибки.
Во всех перечисленных документах особое место занимает понятие «коррупция». При тщательном исследовании их правовых положений можно увидеть, что ни в одном из них помимо Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию не создано главного понятия. В связи с этим, ст.2 говорит о том, что для целей настоящей Конвенции «коррупция» — значит предложение, просьбу, принятие или дачу, косвенно или прямо, взятки или любого иного ненадлежащего обещания или преимущества, которое искажает стандартное поведение или выполнение всех обязанностей, необходимое от получателя взятки, ненадлежащего обещания или преимущества. Очевидно, что данный термин распространяет свою юридическую силу только на этот документ. Необходимо уточнить, что в нем дополнительно вводятся специальные термины: «международная коррупция» и «национальная коррупция».
Следующее исследование международно-правовых актов показало, что в ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности нет определения коррупции, устанавливаются лишь ее формы – «предложение, обещание или предоставление публичному должностному лицу, через посредников или лично, какого-то неправомерного преимущества для конкретного должностного лица или другого юридического или физического лица для того, чтобы данное должностное лицо сделало какое-то бездействие или действие при исполнении своих должностных обязанностей; принятие публичным должностным лицом, через посредников или лично, какого-то неправомерного преимущества для самого должностного лица или другого юридического или физического лица, или вымогательство для того, чтобы данное должностное лицо сделало какое-то бездействие или действие при исполнении своих должностных обязанностей».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
сматриваемого термина и в национальном российском законодательстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аснис А.Я. К вопросу о ратификации Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» и ее реализации в УК РФ // Адвокат. 2015. № 4. С. 38–42.
2. Богуш Г.И. Понятие коррупции в международном праве и российском законодательстве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2014. № 3. С. 77–86.
3. Едкова Т.А. Обсуждение доктрины запретов в административном праве // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 138–145.
4. Жиганова А.А. Международно-правовое сотрудничество государств по борьбе с коррупцией: дис. канд. юрид. наук. СПб., 2018. 178 с.
5. Карпович О.Г. Борьба с коррупцией в рамках Совета Европы // Внешнеторговое право. 2016. № 4. С. 17–22.
6. Кудашкин А.В. Антикоррупционные международные стандарты. Роль международных институтов в противодействии коррупции / Правовые проблемы противодействия коррупции: материалыМеждународной научной конференции. Москва. 2 ноября 2018 г. / отв. ред. Л.В. Андриченко, О.О. Журавлева. М.: Юриспруденция, 2018. 281 с.
7. Маршакова Н.Н. Понятие коррупции в международно-правовых актах // Российская юстиция. 2015. № 13. С. 68–72.
8. Москалева М.Н. О Руководстве для законодательных органов по осуществлению Конвенции ООН против коррупции / Совершенствование борьбы с организованной преступностью, коррупцией и экстремизмом / под. ред. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2018. 321 с.
9. Николенко Т.А. Конвенционные положения о противодействии коррупции в российском уголовном законодательстве // Законность. 2016. № 5. С. 25–29.
10. Номоконов В.А. Новое антикоррупционное законодательство и перспективы борьбы с преступностью / Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование / под. ред. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2019. 357 с.
11. Сердюк Л.В. К вопросу о понятии коррупции и мерах ее предупреждения // Российская юстиция. 2016. № 4. С. 42–44.
12. Сухарев А.С. Административно-правовые средства и методы противодействия коррупции в сфере государственного администрирования // Административное право и процесс. 2018. № 3. С. 51–55.