Фрагмент для ознакомления
2
ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
Конец ХХ-нач. XXI вв. характеризуется как период становление нового социального статуса ребенка и выработка адекватной позиции общества, вызванной, прежде всего, деформацией ценностных ориентаций и потребностями всесторонней социальной защиты новых поколений ввиду вызовов времени.
Поступательное движение педагогики и образования происходит в контексте усиления внимания к ребенку, его внутреннему миру, запросов и интересов, самоопределения, поддержки творческих способностей.
Одним из важных средств формирования личности ребенка как будущего творца культуры, духовных ценностей является чтение.
У каждого возраста есть свои задачи, ведущие темы, страхи, триггеры и цвета, которые могут вызывать напряжение или страх, и своя техника безопасности. Поэтому важно быть внимательными к возрастным маркерам и выбирать книги и темы, соответствующие психотипу ребенка. То, что выдержит восьмилетка, для шестилетки может быть травматичным. В данном руководстве конкретными маркерами обозначены книги, которые не просто желательно, а важно читать вместе со взрослыми. Взрослые могут наблюдать за реакцией ребенка, снижать темп, останавливаться, чтобы что-то спросить или самим ответить, коснуться, обнять ребенка, если ему важна поддержка.
Чтение является одним из основных средств получения информации, обеспечивающих человеку возможность удовлетворять свои личные познавательные потребности. Чтение как вид познавательной и информационной деятельности занимает особое место в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человека. Чтение является результатом культурного опыта, степень овладения которым в значительной мере зависит от социальных условий, уровня образования и возраста. Особенности читательской деятельности обусловлены социально, т.к. читатель принадлежит к той или иной общности и социальной группе. Массовое чтение в XXI веке становится, с одной стороны, все более деловым, с другой – все более развлекательным. Это заставляет печатную книгу в разных ситуациях конкурировать с мощным фактором – электронными текстами. Если речь идет о скорости получения информации, выигрывает Интернет, поэтому большинство пользователей активно используют его. В настоящее время социальная активность людей в самых разных сферах все более перемещается в виртуальное пространство, функционирующее с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. Интернет становится необходимой площадкой для самоорганизации общества, активно используется для создания и продвижения информационных ресурсов [2, с.31].
Современные дети живут в цифровую эпоху. Им часто не хватает живых контактов, они бывают одиноки, очень чувствительны, но при этом не до конца осознают свои эмоции. Чтение вместе с взрослыми становится для них не только развитием навыка, но и психотерапией, тренингом по эмпатии, когда творится общее эмоциональное и ценностное пространство, а герои книг превращаются в безопасных проводников в стабильный мир.
Цифровая эпоха, безусловно, принесла нам много позитива. В то же время педагоги должны учитывать и те вызовы, которые она бросила современному читателю, и по возможности предотвращать его, а иногда и активно противостоять. Неслучайно кое - кто сегодня рассматривает читателя как своеобразного потенциального пациента, которому требуется лечение или профилактика, а, следовательно, изучает, какие же диагнозы современным школьникам ставит наука.
Обратим внимание на один из них, очень тревожный, о котором в последнее время появилось немало информации. Исследователи отмечают, что мир многих детей сжался до размеров экрана планшета, смартфона или
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Детское чтение: феномен и традиция в конце ХХ столетия [Текст] / материалы Междунар. конф. (Санкт-Петербург, 12-14 мая 2019 г.) Ч. І. – Санкт-Петербург: Профессия, 2019. – С. 137-146
2. Джежелей, О.В. Чтение и литература [Текст] / О.В. Джежелей // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / сост. Т.В.Игнатьева. – М.: Дрофа, 2015. – 56 с.
3. Кобзаренко, А. Детское чтение: феномен и традиции в ХХІ столетия [Текст] / А. Кобзаренко // Мир детских библиотек. – 2015. - № 4. – С. 3-7.
4. Самохина, М. М. Читательское общение молодых в Интернете [Текст] / М.М. Самохина, О.Н. Кондратьева // Университетская книга. - 2018. - № 9. - С. 32-33.
5. Спиркина, Т.П. Современные идеи продвижения книги, чтения, библиотеки в молодежной среде [Текст]: дайджест по материалам интернет-публикаций / Т.П. Спиркина. – Курган, 2015. – 73 с.