Фрагмент для ознакомления
2
На мой взгляд, профессиональная рефлексия является значимым источником самосовершенствования педагога-иследователя, поскольку ее результатом становится переоценка уровня собственного педагогического мастерства, общественных требований к учителю, путей профессионального развития.
Актуальным в представлении рефлексивных процессов, направленных осуществлять самоизменение личности в профессии, считаем определение ее видов: экстравертной рефлексии, помогает определить ориентиры для профессиональной реализации личности, и интровертной рефлексии направляет на анализ личных ресурсов педагога-иследователя о целесообразности движения в выбранном профессиональном направлении.
Проведенный мною анализ современной научной литературы позволяет определить достаточно активный интерес исследователей к проблеме профессиональной рефлексии. При этом общепризнанными остаются классические ориентиры относительно сути этой научной категории, которую К. Чернова считает психологической основой саморегуляции человеком деятельности, проявляется в осознании им себя как объекта управления (Я-исполнитель) и субъекта управления (Я-контроллер), который планирует, организует и анализирует свои действия [8]. Л. Рыбалко обобщает природу этого явления, как способность мыслить (осмысление потребности и результатов профессиональной самореализации); сознательный процесс, положительно влияет на осознание будущим специалистом необходимости полного самораскрытия в процессе профессиональной подготовки; самонаблюдения (метод профессиональной самореализации); способность обращаться к собственной «самости», анализировать знания о собственном «Я», позволяет ускорять процесс профессиональной самореализации; выход за пределы непосредственного; поскольку порождает новые знания о собственных возможностях профессиональной самореализации[5]. Особенно необходимым в профессиональном аспекте определяется рефлексивная деятельность для педагога, поскольку его профессия требует постоянного рефлексивного анализа педагогических ситуаций, понимание контекста как собственный действий, так и действий другого человека. Определяя важность рефлексии для профессиональной деятельности работников психолого-педагогического направления, ученые сосредоточены на исследовании особенностей педагогической рефлексии. В исследовании Г. Ермаковой педагогическая рефлексия представляется интегративным качеством личности, что проявляется в рефлексивном поведении на основе рефлексивных знаний, отношение к рефлексивным умениям и рефлексивной деятельности. Ученый отмечает, что нахождение педагогом-исследователем нового смысла собственной деятельности через осмысление собственной позиции в проблемно-конфликтной ситуации сказывается на развитии профессиональной рефлексии [3]. А. Бизяева под педагогической рефлексией определяет способность педагога к анализу, осмыслению и конструирования ценностной основы своей деятельности, основанной на отражении себя как субъекта деятельности, личности и индивидуальности в системе
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: дисс. ... канд. психол. наук / А.А. Бизяева. - Санкт-Петербург, 1993.
- 238 с.
2. Глазкова И.Я. Компетентность будущего учителя в предотвращении и преодолении педагогических барьеров: монография / И.Я. Глазкова. - Бердянск: Изд-во А.В. Ткачук, 2013 - 416 с.
3. Ермакова Г.Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: Дис. канд пед. наук / Ермакова Г. Г. - Оренбург, 1999. - 153 с.
4. Марусинец М.М. Рефлексивная позиция в формировании профессионального становления будущего учителя / Н.Н. Марусинец // Горная школа Украинских Карпат - 2013 - № 8-9. - С. 93-97.
5. Рыбалко Л.С. Акмеологические основы профессионально-педагогической самореализации будущего учителя: дис ... д. Пед. н. / Л.С. Рыбалко. - Х., ХНПУ им. Г.С Сковороды, 2008. - 457 с.
6. Рубинштейн С. Основы общей психологи Т. 1. / С.Л. Рубинштейн. - М., 1989
7. Свечение М. Рефлексия как механизм совершенствования профессиональной деятельности / М. Савчин, М. Студент // Педагогика и психология профессионального образования. - 2002. - № 2. - С. 137 - 146.
8. Стрига Е.В. Рефлексивная позиция личности и ее значение для формирования профессионального менталитета будущих учителей-гуманитариев / Киевский областной институт последипломного образования педагогических кадров [Эл. Ресурс]: Режим доступа: http://narodnaosvita.kiev.ua/Narodna_osvita/vupysku/1 0 / statti / striga.htm.