Фрагмент для ознакомления
2
Основная часть
«Семья» («Цзя») – роман Ба Цзиня. Этот социально-обличительный роман открывает трилогию Ба Цзиня «Стремительное течение», куда также входят романы «Весна» (1938 г.) и «Осень» (1940 г.), но наибольший успех заслуженно выпал на долю первого. Роман начал печататься в 1931 г. в газете «Шибао». В 1933 г. он был опубликован шанхайским издательством «Просвещение» («Каймин») [3].
Действие романа «Семья» Цзиня разворачивается в провинциальном центре, в образцовой семье Гао. Открывая повествование картинами природы, Ба Цзинь сразу же знакомит читателя с главными героями. Вместе с ними мы переступаем порог дома и попадаем в замкнутый мирок. Сама архитектура усадьбы отделяет ее от внешнего мира, а глухие стены словно призваны хранить семейные тайны.
Вся власть сосредоточена в руках деспота Гао. Его почитают не из уважения, а в силу традиций, но больше из страха. Он вершитель судеб сыновей, внуков, правнуков, женщин и слуг. Его сущность проглядывает уже в самой портретной характеристике: тощий, высокий старик с землистым лицом, тонкими висящими усами. Гао постоянно покашливает и дышит с присвистыванием. Неизменно около него находится наложница Чэнь, бесцветная женщина-змея. Каждая деталь, вплоть до мимики и жеста, здесь является средством психологической характеристики персонажей [2].
Ба Цзинь-бытописатель доносит до нас дыхание уходящего прошлого, обличая феодалов в сценах семейного быта, праздничного застолья, жертвоприношений, изгнания нечистой силы. Однако семья лишь в начале рисуется внешне благополучной. На самом деле в ней уже наметились два враждебных лагеря: старшее поколение, воплощающее в себе пороки уходящего мира – ханжество, лицемерие, эгоизм, необдуманность – и молодежь, пытающаяся обрести собственное «я».
В большой семье идет быстрое разложение, обусловленное общественно-историческими изменениями. Сама среда порождает и формирует борцов против старого мира. Изменения в мировоззрении молодежи проходят три этапа. Эту мысль Ба Цзинь реализует через образы трех братьев: Цзюе-синя, Цзюе-миня и Цзюе-хоя. Смутное чувство протеста, желание сбросить оковы домостроя, но в конечном итоге капитуляция перед устоями воплощены в трагической судьбе старшего внука Гао Цзэсиня, которого конфуцианская традиция и каноны признавали продолжателем рода. Цзюе-синь – натура противоречивая, но как человек слабохарактерный, воспитанный в духе культа предков, он становится жертвой своих мучителей.
Он пытается сопротивляться роли, предписанной ему канонами. Однако в силу воспитания старший брат вынужден признать себя тем самым феодалом, который возьмет в свои руки все нити правления. При этом ему это неприятно. Старший брат не желает быть тираном имеющим право на чужую жизнь и смерть. Однако стары каноны переезжают душу молодого человека и заставляют стать его таким же бездушным угнетателем [4].
Средний брат Цзюе-минь идет дальше. Он по своему усмотрению устраивает личное счастье, однако не порывает окончательно со средой, породившей его, ибо он все-таки близок ей по духу и, в конечном счете, не мыслит себя вне этой среды.
Средний брат – это не просто среднее явление в жизни китайского общества. Можно сказать, что так писатель видел большинство китайцев того времени. Они понимали, что старое общество с его устоями расшатывается и скоро рухнет. Однако при этом эти люди продолжали оставаться китайцами старой формации. Цзюе-минь искал своего счастья, но в оглядке на старые правила. Им руководило ощущение принадлежности к определенной династии или касте. Однако при этом он не забывал о том, что принадлежа этой касте, он может позволить себе определенные вольности или хитрости [1].
Главная фигура в романе – Цзюе-хой. Вокруг него сосредоточена семейно-бытовая, морально-этическая и социальная проблематика произведения. Цзюе-хой не может оставаться в замкнутом мире усадьбы, его интересы шире личного счастья. Он полностью порывает со старым, уезжает в Шанхай на поиски своего собственного пути.
Ба Цзинь впервые в китайской литературе изнутри раскрыл особый замкнутый мир, наполненный патриархальным застоем и обыденщиной. Роман «Семья» нанес удар огромной художественной силы по моральным и нравственным устоям феодально-помещичьего общества, где не существовало понятия свободы личности. Отталкиваясь от конкретного, даже сугубо личного, Ба Цзинь поднялся до общенационального и общечеловеческого обобщения.
В 1940-е гг. Ба Цзинь вернулся к теме жизни большой семьи в романе «Сад отдыха». В нем писатель показал запустенье «дворянских гнезд», неизбежную гибель выродившейся аристократии, на смену которой приходит буржуазия [3].
«Семья» Цзиня с момента публикации неизменно пользуется популярностью у читателей. В 1942 г. драматург Цао Юй инсценировал «Семью», и она до сих пор ставится в театрах страны. В том же году эта пьеса была напечатана в издательстве «Литературная жизнь» («Вэньхуа шэнхо»). Позднее роман был экранизирован. В 1989 г. в г. Чэнду, на родине писателя, где происходит действие романа, был открыт парк-музей литературных героев Ба Цзиня. В нем воссоздан природный ландшафт и архитектурные сооружения, описанные в «Семье». Парк назван «Сад мудрости» в честь главного героя.
Среди современных китайских писателей Ба Цзинь является наиболее всеобъемлющим в своем творчестве. Писатель часто подчеркивал, что считает своим учителем Тургенева. Ба Цзинь лучше всего понимает социальную значимость изображенной Тургеневым любви, а так же вопросов взаимоотношений старого и нового [4].
Показать больше