Фрагмент для ознакомления
2
Сознание и знание
Начиная разговор о знании, сложно не упомянуть известное высказывание французского философа Рене Декарта. Он представил своим современникам такой тезис «Я мыслю, следовательно, я существую», и во многом, конечно, был прав, если учитывать уровень развития философской мысли того времени.
Но нужно заметить, что вопрос сознания живо волновал философов и до Декарта – Патон и Аристотель немало времени посвятили этому вопросу, Спиноза, Локк и Шопенгауэр продолжали их дело, но однозначности философам не удается достигнуть и по сей день.
Формально можно разделить философские взгляды на проблему сознания и знания на три направления. Представители первого, куда входят в основном богословы, предлагают считать сознание человека лишь небольшой частью огромного вселенского (божественного) знания, постичь которое целиком одним человеческим сознанием невозможно. Представители второго рассматривают сознание, в противоположность, как созидающую силу, которая, не обладая знанием, но обладая возможностью к творчеству, потенциально может создать новое знание. Представители третьего, склонные к материализму, воспринимают сознание лишь как функцию человеческой психики, мозга, призванную обслуживать знания, получаемые человеком, распределять их и отвечать за сохранность.
Но в наш век философия не может идти вперед безоглядно, не обращая внимания на открытия социологии, психологии и других гуманитарных наук, поскольку открытия эти фундаментальны и подчас носят межпредметный характер, задевая не одну науку, а несколько сразу.
Таким образом, в разговор о соотношении сознания и знания вмешивается в первую очередь психология, к которой мы обращаемся, чтобы получить определение сознания. Конечно, сознание ассоциировано со словами «знать» и «осознавать». Одновременно с этим словом вспоминается широко распространяемая сейчас мысль об «осознанности» - пребывании человека в настоящем моменте с четким пониманием всего происходящего в его жизни. Знание, сознание, осознанность – все эти слова приводят нас к пониманию, что человек обладает неким набором данных, информацией о мире. Умение распорядиться этими знаниями есть ли работа самого сознания? Тогда можно ли сказать, что сознание и знания человека тождественны? Или, возможно, кроме самих знаний, сознание содержит и другие компоненты, позволяющие этими знаниями управлять, и таким образом является более широким понятием?
Именно такой концепции придерживается Леонид Наумович Боголюбов, включая в понятие сознания такие компоненты, как память и воля и потребности. И если память мы можем поставить на один уровень с понятием «знания», то воля, несомненно, является здесь отдельным компонентом, активно вмешивающимся в функционирование сознания.
Одновременно, обращаясь к определению сознания, мы видим, что это свойство присуще только человеку. Тут закономерно возникает вопрос: если сознание и знание будут тождественны, можем ли мы утверждать, что животные, несомненно обладающие какими-то знаниями об окружающем их мире, сознанием все же не обладают? В этом случае нам придется либо отрицать наличие у животных любого знания – что невозможно, либо
Показать больше