Фрагмент для ознакомления
2
Эссе: Вопрос: 1. Что, с точки зрения постпозитивистов, является основой научного доказательства и почему? Каково соотношение гипотез, теорий и эмпирических проверок? Что является показателем прогрессивного развития науки? Сравнить концепции К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса и П. Фейерабенда.
Проблематизация развития научного знания стала поворотным моментом в позитивистской философии и привела к формированию относительно самостоятельной области философских исследований, связанной с развитием постпозитивистских научных концепций, что обуславливает актуальность ее изучения.
Особенно активно проблему роста (развития, изменения) знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX столетия сторонники постпозитивизма - К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
Основные идеи сформулировал Поппер, выдвинувший концепцию критического рационализма. Среди изучаемых проблем есть ложные и истинные. С помощью логики, необходимо доказать, что вопрос истинный, иначе его не следует изучать вообще (отказ от индукции, обращение к дедукции).
В целом сложный творческий процесс порождения нового знания включает в себя единство эмпирического, теоретического, рационального и иррационального, интуитивного моделирующего и конструктивного компонентов научно - познавательной деятельности. Исключительно важными компонентами динамики научного исследования являются научные традиции и научные революции.
Понимание динамики знания может повлиять на интерпретацию природы науки. Ведущие представители постпозиционизма, в том числе Карл Поппер, Имре Лакатос, Томас Кун и Пол Фейерабенд, сосредоточились на теме развития науки. Различные приоритеты их исследований (от сосредоточения внимания на различных практиках научного исследования до всестороннего анализа социальных и исторических детерминант научного познания) не подрывают общего вывода о том, что чисто методологическое описание научной деятельности неадекватно, и, следовательно, признается необходимость подкрепить его социологическими, психологическими и культурологическими описаниями.
Если мы будем полагаться на интерпретацию рациональности как соответствия определенным фиксированным правилам и принципам, то научная модель, разработанная Поппером и Лакатосом, будет считаться рациональной в отличие от других взглядов, таких как теория Фейерабенда, каждая деталь которой противоречит этому требованию.
Однако более широкое толкование научной рациональности как разумности позволяет оценивать не только теорию Поппера, но и модели Куна и даже Фейерабенда как рациональные, т. е. преследующие конкретную цель. Следовательно, критерий определения и дифференциации научных понятий с точки зрения их субъективной центральности является эффективным.
П. Фейерабенд исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Философ солидарен с теми методологами, которые считают необходимым создание такой теории науки, которая будет принимать во внимание историю. Это тот путь, по которому нужно следовать, если мы хотим преодолеть схоластичность современной философии науки.
И. Лакатос уже в ранней своей работе "Доказательства и опровержения" четко заявил о том, что "догматы логического позитивизма гибельны для истории и философии математики".
По мнению Лакатоса, учёному, действительно заслуживающему этого звания, непозволительно иметь мнение: он должен доказать каждое своё утверждение, подтвердив его фактами. Таков критерий научной честности. Теории, не подтверждённые фактами, относятся к греховной псевдонауке, еретической для научного общества.
Важнейшее положение постпозитивизма ‒ признание плюрализма методологий в оценке истории науки. Важнейшая особенность постпозитивизма ‒ антикумулятивизм, то есть понимание развития науки через опровержение, разрушение предшествующих научных положений и принципов.
В рамках постпозитивизма был поставлен вопрос о том, почему могут существовать теории наряду с аномалиями, то есть с тем, что их опровергает. Все более распространяется принцип, введенный П. Фейерабендом, принцип гносеологического анархизма: пригодно все, что способствует успеху. Это является продолжением признания плюрализма методологий.
Существенным достижением постпозитивизма является признание тесной взаимосвязи философии и науки (особенно это характерно для Фейерабенда), а также переход от анализа только внутринаучных проблем к обсуждению связей науки и философии с внешними для нее социальными институтами, такими как политика, государство, религия; рассмотрению философии и науки как органических частей жизнедеятельности общества.
В итоге можно сказать, что постпозитивизм — это не отказ от научного метода, а, скорее, реформация позитивизма в ответ на эту критику. Он вновь вводит основные предположения позитивизма: возможность и желательность объективной истины, и использование экспериментальной методологии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников:
1. Веселовского Н. Имре Лакатос М.: Наука, 1967.
2. Лакатос И. Наука и псевдонаука. (Выступление в радиопрограмме Открытого университета 30 июня 1973 г.). https://classics.nsu.ru/pythagoras/Lacatos.pdf
3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
4. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
5. Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями 1969г. - М.: Прогресс, 1977.- 300 с. http://www.biometrica.tomsk.ru/Kuhn.pdf
6. Обидина Ю. С. Философия и методология науки: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; авт.-сост. Ю. С. Обидина. – Йошкар-Ола, 2017. – 238 с.
7. Фейерабенд П. «Против метода. Очерк анархистской теории познания» // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1986.
8. Философия для аспирантов. Учебное пособие. Ответственный редактор: доктор философских наук, профессор В.П. Кохановский. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с. https://www.booksite.ru/localtxt/koh/ano/vsky/index.htm