Фрагмент для ознакомления
2
Как соотносятся равенство и индивидуальная свобода?
Вопрос о соотношении равенства и индивидуальной свободы является достаточно важным в рамках политической жизни как отдельного гражданина, так и государства в целом. Если пытаться предлагать понимание обозначенных понятий, то можно сказать, что понятие «равенство» можно трактовать как одинаковость, идентичность положений людей. В рамках социального существования человека в обществе и государстве могут возникать разные формы равенства, такие как социальное, политическое равенство, а также равенство перед законом как обладание множеством граждан одинаковых прав, свобод и обязанностей перед системой нормативно-правовых актов.
Понятие «индивидуальная свободы» содержит в себе возможность совершать те или иные действия самостоятельно, независимо от воли другого субъекта, ориентируясь исключительно на собственные интересы. Имеет смысл отметить, что вся история общества может быть представлена, как показывает Э. Фромм, как переход от «свободы от» к «свободе для». Под первой понимается избавление от внешних принуждений, вторая – представляет собой обладание внутренней способности к формированию самостоятельной личности.
С проблемой индивидуальной свободы тесно связан вопрос с умением совладать с ней. Вполне обоснованным, понятным и логичным является стремление человека к безопасности. Будучи существом биологическим и не способным до конца преодолеть свою сущность животного, человек стремится не слишком «отрываться» от коллектива. Это значит, что коллектив как малая социальная группа, и общество как большая социальная группа дают каждому человеку определенные гарантии того, что он выживет, окажется в безопасности. Но такие гарантии даются социумом не просто так, общество требует от человека чего-то взамен. И это что-то – это множество правил, которое общество выставляет как обязательные к исполнению. В результате это приводит к тому, что человек становится частично или полностью подчиненным обществу, выполняет все его «поручения» и живет по заранее запрограммированному порядку. Человек не воспринимает себя иначе, «чем как исполнителя социальной роли» .
Другая сторона вопроса содержит в себе принадлежащее человеку стремление к творчеству. Здесь человек не стремится к тому, чтобы слепо следовать всем правилам поведения, принятым в обществе, он стремится к тому, чтобы реализовать себя полноценно. Человек становится способным к творчеству и формирует себя сам. Одновременно с этим человек осознает, что за степень творчества необходимо «платить» - человек оказывается в одиночестве. Все привычные социальные связи рвутся, прекращают существовать. Человек оказывается один на один со всем множеством проблем.
В результате человек оказывается перед выбором – одиночество, напрямую связанное с творчеством и саморазвитием, противостоит безопасности, связанным с отсутствием развития в человеке личности. Здесь возникает трудность выбора – индивидуальная свобода страшит человека, причем настолько, что в большинстве своем индивид отказываются от свободы, отдавая предпочтение безопасности.
Если стремиться определить соотношение представленных понятий, то можно сказать, что прямой взаимосвязи между ними нет. Обосновать данный тезис мы можем, описав возможные варианты соотношения данных понятий. Поскольку мы стремимся отрефлексировать проблемы в политической и правовой сфере, мы будем иметь в виду равенство именно в этой плоскости.
Вариант 1. В государстве люди обладают как равенством в правовом и политическом отношении, так и индивидуальной свободой. В таком случае мы имеем дело с политией, о которой говорил Аристотель как об идеальной и самой правильной форме правления. Критериями таковой становятся следующие признаки:
«-правление большинства в интересах общей пользы;
- у власти находится «средний класс, что способствует уменьшению злоупотреблению власти;
- «богатые» и «бедные» отстранены от государственной деятельности» .
При такой форме правления граждане обладают равными правами и положением в государстве и оказываются психологически готовыми к реализации «свободы для». Такую форму правления мы можем обнаружить в Афинах времен жизни Аристотеля.
Показать больше