Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений, включая организацию государственного управления, является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Особое внимание на это обратил Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2015 году в Послании Федеральному Собранию. Он подчеркнул, что вопросы противодействия коррупции действительно волнуют общество: «Сегодня чиновники, судьи, правоохранители, депутаты всех уровней обязаны представлять декларации о доходах и расходах, о наличии недвижимости и активов, в том числе зарубежных. Теперь раскрытию будет подлежать и информация о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц. Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадет в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов. И конечно, гражданского общества».
Руководитель Администрации Президента Российской Федерации на заседании Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 26.01.2016 в своем докладе также отметил, что приоритетом нового Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы должно стать в первую очередь усиление работы по пресечению конфликта интересов с учетом изменения законодательства и за счет задач, поставленных главой государства.
Конфликт интересов во многом определяет суть коррупционных действий . От выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов во многом зависит вся эффективность антикоррупционной политики. Данное практическое пособие разработано в помощь руководителям и сотрудникам кадровых служб государственных органов и органов местного самоуправления, а также государственным и муниципальным служащим, в чьи обязанности входит принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Понятие конфликта интересов появилось в Российском законодательстве задолго до принятия ею международных обязательств по защите общества от коррупции.
1.История вопроса конфликта интересов
Концепцией реформирования системы государственной службы, утвержденной Президентом Российской Федерации 15.08.2001, было предусмотрено, что на государственной службе формируются механизмы конфликтов интересов, когда у служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Хотя отдельные элементы конфликта интересов и мер по его урегулированию содержались и в законодательстве более раннего периода.
Например, Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ (ред. от 07.11.2000) «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержал требование передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 11. «Ограничения, связанные с государственной службой»). По мнению ряда авторов , введение института урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе предопределено наряду с прочими факторами и международными обязательствами России, вытекающими из Конвенции ООН против коррупции , согласно п. 4 ст. 7 которой каждое государство-участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева Л. А., Кирьянов А. Ю. Конфликт интересов муниципального служащего (коррупционный аспект) // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 9.
2. Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Проблемы регламентации статуса и деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе // Журнал российского права. 2014. № 2.
3. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: монография / С.В. Борисов, А.А. Каширкина, А.Н. Морозов и др.; под ред. Т.Я. Хабрие-вой, А.В. Федорова. М.: ИЗиСП, 2015.
4. АнцуповА., Бакмановский С. Конфликтология: учебное пособие. Схемы и комментарии. 3-е изд. СПб., 2013.
5. Артюшенко С.В. Проблемы конфликтов интересов и урегулирование конфликтов интересов на государственной гражданской службе // Иваново-Вознесенский юридический вестник: Актуальные вопросы юридической науки и практики. Научно-практический журнал. 2005. № 1.
6. Бараненков В.В. Конфликт интересов на военной службе: понятие, сущность и признаки //ЭН И «Военное право». 2014. № 1.
7. Белоногов Ю.Г. Конфликт интересов внутри региональной элиты в период перехода от политики реформ к стратегии политической стабилизации: ав-тореф. дис. ... канд. полит, наук. Пермь, 2006.
8. Ким Е.П., Быков А.В. Конфликт интересов на службе как основа коррупционного преступления (криминологический аспект) // Российский следователь. 2013. № 10.
9. Лаврентьева О.О. Административно-правовое регулирование противодействия коррупционным рискам в системе государственной гражданской службы Российской Федерации //Административное и муниципальное право. 2014. № 6.
10. Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах / отв. ред. В.И. Лафитский, И.Г. Тимошенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. ИНФРА-М, 2015.