Фрагмент для ознакомления
2
Мировые художественные стили в архитектуре музеев Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, поскольку он в течение долгого временного периода являлся столицей, стал полем для интересных экспериментов в области архитектуры.
Активная застройка Петербурга, безусловно, связана с периодом правления Петра Первого. Это время живого интереса к стилю барокко, в нем построены Кунсткамера, Сампсониевский собор, Меншиковский дворец, здание Двенадцати коллегий.
Важно отметить, что в своем увлечении барокко Петербург не отстал от Европы того времени, хотя традиционно заимствование стилей происходит с опозданием. Связан это факт с большим числом зарубежных поездок Петра, в которых он старался позаимствовать самые передовые веяния других стран.
Кунсткамера – один из интереснейших памятников архитектуры первой трети XVIII столетия. Здание состоит из трех связанных между собой объемов: два симметричных трехэтажных крыла соединяются расположенной в центре четырехъярусной башней, завершенной сферой. Типичные для барокко барельефы, динамичность центральной башни и уменьшающиеся кверху ярусы дают ощущение взлета, движения.
Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.
Здания в стиле барокко характеризуются пышностью, изяществом линий, ориентацией на искусство эпохи Возрождения. Тем не менее, мы можем сказать, что русское барокко этого периода было менее пышным, чем европейское, поскольку Петр ставил ему и задачи утилитарности. Он сам включался в процесс проектирования, придавая зданиям простоту и сдержанность. В так называемом «Петровском барокко» просматриваются скорее голландские и немецкие черты, чем пышность итальянских построек.
В русле барокко продолжает застраивать город и Елизавета Петровна, сменив на посту ведущего архитектора Трезини на Растрелли. Барокко ее времени уже более соответствует европейским канонам, требующим роскоши.
Это такие здания как Зимний дворец, Шуваловский дворец, Строгановский дворец, Смольный собор, здания Александро-Невской лавры. Эти здания украшены разнообразными наличниками, имеют много колонн, изнутри декорированы вазами и скульптурными композициями.
Зимний дворец может считаться доминантой, вокруг которой выстроен центр города. Он сочетает в себе нижний этаж с ионическими колоннами, и верхние, где помещается ярус колонн более пышного композитного ордера, чем подчеркивается большая значимость двух верхних этажей. Композиционное строение здания осложнено декором крыши, где помещаются статуи и вазы, а также оформлением наличников окон, которых в здании около двух тысяч.
Важно отметить, что разные стороны Зимнего Дворца декорированы по-разному в зависимости от архитектурного окружения. Северный фасад, выходящий на Неву, выполнен в духе Петровских построек, у него нет сильных выступов, и его архитектура сочетается с остальными ближайшими зданиями, несущими более строгий характер.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Савкова О.А. Архитектурный стиль барокко при строительстве сооружений в Петербурге // Academy, № 9 (48), 2019, с. 45-46.
2. Санкт-Петербург.ру. От барокко до гуги. Коротко о петербургских архитектурных стилях. Электронный ресурс. Режим доступа: https://saint-petersburg.ru/m/history/zhdanova/347245/ Дата обращения 01.06.2021.