Фрагмент для ознакомления
2
Итак, наблюдалось становление и развитие области политики, что усиливало роль кшатриев. Эти новые нормы в обществе требовали поддержку в виде идеологии, которая часто представлялось критикой прежних идеологий, которая поддерживала нормы в обществе. Именно в такой роли выступал буддизм как новое учение нищенствующих монахов, отвергавших все нормы и традиции того общества на пути достижения просветления. Буддизм как оппозиция духовной жизни Индии постепенно развивался и увеличил область своего влияния, пока при царе Ашоке (268-232 гг. до н.э.) не стал официальной идеологией государства. К тому периоду и относится выход буддизма за ойкумену цивилизации Индии и трансформация его в общемировой социальный и культурный феномен. Буддизм не дифференцировался не ересь и ортодоксию и он легко впитывал разные течения и идеи, концепции и национальную специфику культа. Также легко он относился к языку функционирования. Один буддийский канонический текст - Чуллавагга 5,33 – представляет следующие слова Будды: «Вы не должны перекладывать слова Будды на ведийский язык. Кто делает так, тот совершает грех. Я говорю вам, ... учите слова Будды каждый на своем собственном диалекте» [4, с. 52]. Это аргументирует легкость в распространении буддизма в других странах и связывает этот процесс с разнородностью его концепций теории и идей.
Изначально буддийское учение существовало в устной традиции основателя Сиддхартхи Гаутамы (Шакьямуни). Основав сангху – общину нищенствующих монахов, Шакьямуни обучал своих учеников выходить за пределы эмоциональной обусловленности и вводить ее в пределы строгого осмысления разумом. После ухода из жизни Шакьямуни его ученики по памяти записали учение своего Учителя-Будды (просветленного), составив так называемую Трипитаку - три корзины книг, первоначально записанных на пальмовых листьях.
Также, конкретные записи делались при жизни учителя, так как огромное количество первых монахов являлись выходцами из высших слоев социума, которые обладали прекрасным образованием а традицией образовательной деятельности [6, с. 139].
В скором времени канон буддизма стал масштабироваться и дополняться новыми произведениями, которые относились к разным жанрам. Но в основном это были сутры – слова самого Будды. И были шастры – разные комментарии к сутрам. Были и отдельные теоретические сочинения. В итоге к рубежу новой эры на огромной территории существовало огромное количество школ и направлений буддизма. Изначально учение Шакьямуни после его ухода из жизни поделилось на два:
1) учение старейших (пали-Тхеравада);
2) учение большинства (великое собрание).
Причиной такого раскола называются многие факты, и сейчас уже сложно отделить реальные от недействительных. К тому времени у каждого течения буддизма существовали свои версии расхождений и деления на школы и направления. Наиболее распространена версия, согласно которой, сразу после смерти учителя 500 его соратников и учеников собрались в пещере Саптапарни недалеко от города Рад-жагриха, столицы царства Магадхи, где в основном и проповедовал Шакьямуни. Здесь, на этом первой соборе буддистов, оформляется первая Трипитака: записанные слова Ананды составили Сутру-питаку, Упали - Винаю-питаку и Пурны - Абхидхарму-питаку.
Огромная часть учеников Шакьямуни не присутствовала на соборе, поэтому они собрались вне пещеры и провели свой собор под руководством Васпы, где был составлен свой канон. Первыми было сформировано направление тхеравадинов, вторые оьразовали махасангхиков.
Основные разногласия между тхеравадинами и махасангхиками касались регламентации уклада жизни монахов. Еще при жизни Шакьямуни сангха начала раскалываться, когда Девадатта, сторонник жестких ограничений, взял часть монахов, основав свою общину [2, с. 138].
После смерти Шакьямуни любой нестандартный вопрос, и вопрос, который обращался к нормам социума, являлся причиной формирования разногласий. На втором буддийском соборе в Вайшали, через 100 лет после смерти Шакьямуни, решались проблемы о пожертвовании золотом и серебром, особенностях приема пищи и другие регламентации, которых придерживались монахи направления «Вриджипутрака» города Вайшали. Все было рассмотрено 10 вопросов. Собор осудил действия вриджипутраков, но те не приняли решение собора, и по южной традиции это событие стало причиной разделения на тхеравадинов (тех, кто придерживался старых порядков) и махасангхиков (вриджипутриков и примкнувших к ним).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. - М.: Восточная литература, РАН, 2001. - 508 с.
2) Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. - М.: Восточная литература, РАН, 2000.-799 с.
3) Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия, Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Восточная литература, РАН, 2000. - 495 с,
4) Дхаммапада / пер. с пали, введ. и коммент. В.Н. Топорова. - Самара: Агни, 1998. - 240 с.
5) Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. - СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 240 с.
6) Лысенко В.Г. Терентьев A.A., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. - М.: Восточная литература, РАН, 1994. - 383 с.
7) Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М.: Наука, 1991. - 295 с.
8) Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2000. 304 с.