Фрагмент для ознакомления
2
Американский философ и историк науки Томас Кун, вместе со своими единомышленниками стоял у истоков «исторического поворота» в области философии и социологии науки, когда специалисты во все большей мере стали осознавать, что «для того, чтобы понять, что такое наука, надо сначала уяснить, как она развивается». Обязанный этому повороту энтузиазм, приведший к экспоненциальному росту историко-научных исследований, оттенил на первое время те философские идеи, которые за ними стояли. Он создал впечатление, что работы этой «эпохи бури и натиска» и, прежде всего, знаменитая «Структура научных революций» самого Т.Куна были непосредственным обобщением историко-научных данных.
Томас Кун считал науку социальным институтом, в котором действуют социальные группы и организации. Главным объединяющим началом общества ученых является единый стиль мышления, признание данным обществом определенных фундаментальных теорий и методов. Эти положения, объединяющие сообщество ученых Кун назвал парадигмой. По Куну, развитие науки – это скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. Развитие науки подобно развитию биологического мира – однонаправленный и необратимый процесс. Научная парадигма – это совокупность знаний, методов, образцов решения задач, ценностей, разделяемых научным сообществом . Парадигма выполняет две функции: «познавательную» и «нормативную».Кун считает, что выбор теории на роль новой парадигмы осуществляется через согласие соответствующего сообщества.
Переход к новой парадигме не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя этот элемент значителен. Здесь необходимы волевые факторы – убеждение и вера. Смена основополагающих теорий выглядит для ученого как вступление в новый мир, в котором находятся совсем иные объекты, понятийные системы, обнаруживаются иные проблемы и задачи. Т. Кун отверг принцип фундаментализма. Ученый видит мир сквозь призму принятой научным сообществом парадигмы. Новая парадигма не включает старую. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. Теории, существующие в рамках парадигм, не сопоставимы. Это означает, что при смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий. При изменении парадигмы меняется весь мир ученого.
Наибольшая заслуга Куна – в том, что он, в отличие от К. Поппера вносит в проблему развития науки «человеческий фактор», обращая внимание на социальные и психологические мотивы.
Научной революцией Кун называет этап развития науки, когда одна парадигма сменяет другую.
Каждая научная революция изменяет существенную картину мира и открывает новые направления ее развития. «Поэтому,- как пишет Кун,- во время революции, когда начинает изменяться нормальная научная традиция, ученый должен научиться заново воспринимать окружающий мир» .
Томас Кун также ввел понятие «парадигмы», которое подразумевает «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» . «Парадигма», по Куну, это не только теория, но и способ взаимодействия компонентов в науке, или модель, образец решения исследовательских задач. Это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму.
Используя термин «парадигма», Кун имеет в виду «некоторое общепринятые примеры фактической практики научных исследований - примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, - все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования» .
Научная теория
Говоря о парадигме, нельзя не упомянуть такой уровень научного познания, как «Научная теория». Это достижения науки, на которых базируется парадигма. Они считаются образцом решения научных проблем. Теории, существующие в рамках разных парадигм, не могут быть сопоставимы.
«Научная теория дает нам представление о том, что же в действительности представляет собой природа.»
Понятие «Научного сообщества»
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аблеев С. Р. История мировой философии/ С. Р. Аблеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
2) Вундт В. М. Введение в философию/ В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
3) Вуттон, Д. Изобретение науки. Новая история научной революции / Д. Вуттон. – Азбука-Аттикус, 2018. – 656с.
4) Ивин А. А. Основы философии / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 478 с.
5) Кун Т. Структура научных революций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2015.
6) Кун Т. После «Структуры научных революций».-М., АСТ, 2014
7) Полак Л. С. Предисловие. /Л. С. Полак // Ньютон И. Математические начала натуральной философии. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.
8) Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М.: Госиздат, 1965.