Фрагмент для ознакомления
2
Развитие новой, демократической и сильной России выдвигает на передний план всей общественной жизни проблему укрепления института семьи. Семья - это основа формирования человеческой личности, основной воспитательный центр. Я считаю, что именно семья вводит ребенка в мир социальных отношений, формирует отношение к окружающим, определенные моральные принципы, проектирует семейные отношения, в процессе которых осуществляется трансляция социального опыта между поколениями.
По моим наблюдениям, в наше время семья переживает общий кризис своего развития, который проявляется как в количественных (уменьшение показателей рождаемости детей, значительное количество разводов), так и в качественных показателях (трансформация общественных и семейных ценностей, ослабление воспитательной функции, психологические проблемы членов семьи " и др.).
Теоретические основы проблемы формирования высокой культуры человеческих взаимоотношений отражены в работах психологов и социологов И. Бестужева-Лады, И.Беха, Л.Венгер, Л.Выготского, О.Запорожца, И. Кон, Г. Костюка, О.Леви, А. Леонтьева, Н.Максимовой, А.Харчева и др. Основой содержания гармоничных отношений в семье является система субъект-субъектных отношений между родителями и детьми, целью которых является создание психологически благоприятных условий для развития личности. Проблемы семьи и гармонизации взаимоотношений взрослых и детей в ней изучали такие отечественные и зарубежные ученые, как К.Абульханова-Славская, М.Алексеева, Ю.Алешина, В.Васютинский, Г.Ивончик, Н.Массен, Дж.Конджер, О.Рюлле, Р.Перрон и др. Влияние семьи на ценностные ориентации детей исследовали О.Докукина, Т.Лодкина, О.Никуленко, В.Титаренко. Вопросы специфики семейного воспитания и ее влияния на формирование личности ребенка нашло отражение в работах О.Кононко, Н.Стародубовои. Мотивы и причины разводов, психологические особенности последствий разводов отражено в научных трудах А. Волкова, В.Солодниковой.
Т.Алексеенко дает следующее определение понятию "отношения": "способ взаимоотношений между отдельными людьми, основанный на симпатии или
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Алексеенко Т.В. В чем суть гуманных взаимоотношений родителей и детей? // Начальная школа. - 2001. - №3, - С. 33-36.
2. Афузова Ф., Кибирев Т., Платонова В. Роль матери в семейном воспитании // Психолог. - 2003. - № 18-19. С. 29-32.
3. Горбатенков Л.М. Отец и семья. - Минск: «Полымя», 1993 - 127с.
4. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. - 2001. - №11. - С. 108-113
5. Евсеенков Ю., Портнова А. Отцовство как структурно-динамический феномен // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с
6. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Ленинград, 1988. - 248 с.
7. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. - 2005. - №9. - С. 3-16
8. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Сост. Мухина В.С. - М .: Просвещение, 1991.- 223 с.
9. Максимович А. Особенности воспитания детей в разведенных семьях // Воспитательная деятельность современной семьи. - К. "Пед.мысль". - 2001. - С. 40-47
10. Сиданич И. Культура взаимоотношений родителей и детей, ее сущность и содержание // Образование и управления. - 2003. - № 4. - С. 102-109.
11. Сиданич И.Л. Воспитание культуры взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в семье и школе: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 209 с.
12. Семейное воспитание: Краткий словарь/сост. И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. - М .: Политиздат, 1990. - 319с.
13. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. - 1999. - №5. - С. 82-87;
14. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995. - 239 с.