Фрагмент для ознакомления
2
1. Конфликт – определение и виды, причины возникновения, пути решения.
В общем понимании конфликт – это столкновение сторон, противоположных мнений или сил, оно (столкновение) характеризуется таким взаимодействием субъектов, при котором их активность направлена на разрешение противоречий. В педагогике конфликт это противодействие, столкновение интересов, позиций, противоположно направленных целей субъектов педагогического взаимодействия.
Ситуация конфликта не всегда ведет к разрушению, а при определенных условиях может способствовать сохранению устойчивости и жизнедеятельности (жизнеспособности) социального целого. Они желательны в том случае, когда помогают развитию личности или организации, способствуют обнажению проблемных вопросов и зон роста. Для коллектива дошкольного образовательного учреждения (детского сада) характерны такие виды конфликтных ситуаций :
• быстротекущие:
• вялотекущие/ слабовыраженные.
В основе быстротекущих эмоциональных конфликтов лежат личностные психические особенности/ особенности характера, вялотекущие конфликты - характерны для противоречий, носящих не очень острый характер, либо для столкновений, в которых активна только одна из сторон; вторая стремится обнаружить четко свою позицию или избегает, по мере возможности, открытой конфронтации. Такие конфликты менее энергозатратны, но часто обозначаются намного позже и несут более негативный эффект.
Со стороны родителей наиболее частыми причинами для возникновения конфликтных ситуаций выступают:
поиск подхода к ребенку;
неудовлетворительные, по мнению родителей, методы развития/ укрепления здоровья;
применение различного рода физических наказаний/ морального подавления;
жалобы на поведение ребенка со стороны педагогического состава дошкольного учреждения;
отсутствие должного присмотра в детском коллективе – возникновение драк, травли среди детей;
С противоположной стороны – представителей педагогического состава, также могут быть причины, заключающиеся в следующем:
заранее негативное отношение родителей к педагогическому составу, зачастую сформированное стереотипами;
отсутствие ожидаемой реакции со стороны родителей на пожелания воспитателей – своевременная оплата квитанций, наличие сменной одежды, формы, пижамы…;
перекладывание обязанностей по воспитанию, формированию элементарных навыков самообслуживания, режима дня на воспитателей, восприятие детского сада как единственного инструмента воспитания и
формирования личностных качеств детей;
1.1 Причины конфликтов между педагогами и родителями.
В конфликтной ситуации педагог – родитель, поведение воспитателя базируется со стороны обвинения, таким образом, выстраиваемая позиция ставит родителя на место обвиняемого; однако такое положение не устраивает родителей, они стремятся не допустить влияния и давления со стороны педагога.
Для правильного и конструктивного ведения диалога педагогу необходимо четко озвучивать свою позицию и конкретно обозначать проблемы и пожелания в адрес родителей. В ситуации конфликта следует придерживаться линии партнерского взаимодействия, вырабатывать позицию справедливого и непредвзятого отношения к ситуации в целом.
Конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины – например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей :
• неоправданные ожидания;
• возложение слишком большой ответственности на воспитателя;
• давление на родителей со стороны воспитателя, навязывание своей модели воспитания;
• слишком доверительные отношения воспитанников и педагогов, ревность со стороны родителей, таким образом, дошкольник оказывается средоточием смыслов для взрослых, включенных в его развитие, и нередко между воспитывающими сторонами возникает неосознаваемая конкуренция за ценность этого самого ребенка.
Показать больше