Фрагмент для ознакомления
2
Эссе «Духовно-нравственный мир в произведении Ч. Айтматова «Белый пароход»
Произведение Чингиза Айтматова «Белый пароход» целиком посвящено проблемам духовной жизни людей. Герои этого произведения – жители маленькой деревни в Киргизии, где живет егерь с его семьей и несколько помогающих ему людей с семьями. Эти люди постоянно находятся рядом с природой, поэтому их жизнь, и духовная тоже, тесно связана с природой.
Главный носитель духовных ценностей – это дедушка главного героя, Момун. Он очень добрый человек, который переживает за других, и привык всем бескорыстно помогать. Но люди его не любят и не принимают всерьез, считают, как пишет сам автор, «тронувшимся умом», потому что он слишком добр и не ищет выгоды.
Момун очень близок с природой, он заботится о лошадях, даже о чужих. Когда его зять Орозкул приезжает домой пьяный, то Момун распрягает и кормит его лошадь, потому что сам тот этого не сделает. Момуна часто используют для исполнения работы, которая никому не нравится, но он не обижается на это, а обижается и расстраивается только от нарушения традиций. Момун – хранитель традиций в этой местности. Он знает много легенд и рассказывает их главному герою, мальчику, чтобы воспитать того добрым человеком.
Мальчик относится к деду Момуну снисходительно, потому что понимает, что тот не хитрый человек и плохо устроен в жизни. Но слушает его истории и сказки и перенимает взгляд деда на мир. От него мальчик научился здороваться за руку со всеми встреченными, и делает это, хотя иногда стесняется. От него он научился, что необходимо знать своих предков хотя бы семь их поколений. Поэтому мальчик удивляется в разговоре с шофером, что тот не знает своих предков. Здесь автор показывает моральную значимость семьи и памяти. Он пишет: если потомки тебя все равно забудут, то можно не заботиться о правильности своих поступков, а если будут помнить, то начинаешь думать, запомнят ли тебя хорошим человеком.
Есть еще городские люди: шофер, приезжие, водитель машины-магазина, родители мальчика. Их ценности отличаются от ценностей Момуна, они пытаются заработать деньги, стоят в очереди на квартиру, их интересуют партийные дела. Мальчик иногда пытается понять этих людей, представить, как они живут, мысленно с ними поговорить. Но в целом он не хочет ехать в город, а хочет остаться с дедом и заботиться о нем.
Мальчика очень волнует тема семьи. Родители его бросили, а бабушка считает «чужим», и он часто думает о том, что не хочет быть «чужим», его это расстраивает. Вокруг него очень мало людей, но даже они не хотят почувствовать к нему духовное родство, а отмахиваются и всегда заняты своими проблемами.
Но мальчик чувствует родство с природой, он общается с камнями, как будто они живые. Он считает своей прародительницей олениху, так рассказал ему дед в одной из сказок.
Главный нравственный конфликт произведения – столкновение взглядов людей, близких к природе (это мальчик и его дед), со взглядами городских людей, которые видят вокруг не красоту, а выгоду. К городским
Показать больше