Фрагмент для ознакомления
2
Под бюджетным федерализмом будем понимать некое идеальное бюджетное устройство государства, включая, прежде всего, межбюджетные отношения, когда подавляющее большинство крупных административно-территориальных единиц (субъектов Федерации) благодаря продуцируемым на их территории налоговым и неналоговым доходам [2]:
• обеспечивают сбалансированность своих бюджетов;
• участвуют в решении общегосударственных задач;
• рассматривают чрезмерную финансовую зависимость от федерального центра скорее как исключение, чем, как правило.
Возможности формировать межбюджетные отношения в духе бюджетного федерализма можно связать, прежде всего, с показателем, характеризующим отношение общей массы налогов, формируемых на территории и поступающих в бюджетную систему страны, к расходам территориального бюджета. Исходный посыл бюджетного федерализма, как мы его понимаем, состоит в том, что продуцируемые территорией налоговые и неналоговые доходы (при данном административно-территориальном делении страны), как минимум, должны быть достаточными для сбалансированности ее бюджета, решения региональных бюджетных задач [3].
К основоположникам фискального федерализма принято относить Р. Масгрейва и У. Оутса (1972). Разделяют первое и второе поколения теории фискального федерализма. Среди крупных фигур первого поколения Оутс отмечает К. Эрроу, Масгрейва, П. Самуэльсона [5].
Много работ посвящено отдельным аспектам фискального федерализма. Содержательный обзор литературы, касающейся первого и второго поколений фискального федерализма, представлен в работе Э. Пешиной и А. Стрекаловой (2015). У российских авторов трактовка (смысл) бюджетного федерализма не сильно варьирует в разных источниках [6].
Хотя есть мнение, что в строго научном смысле теории бюджетного федерализма, как и канонического определения этого понятия, не существует, фактически сложилось два подхода к его определению. В одном случае ограничиваются содержательной трактовкой, а в другом — определение в основном строится на принципах, условиях, требованиях к бюджетному федерализму, которые различаются у разных авторов. В середине 1990-х годов издано несколько основополагающих работ по бюджетному федерализму (Лексин, Шевцов) [10].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Божечкова А.В., Мамедов А.А., Синельников-Мурылев С.Г., Турунцева M.Ю. (2018). Стабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионам России из федерального бюджета. Журнал Новой экономической ассоциации. № 4. С. 61 — 83.
2. Горюшкина E. А., Лавровский Б. Л., Мурзов И. A. (2019). Центр и территории в бюджетно-налоговой сфере Региональный менеджмент: учеб, пособие. Под ред. В.А. Крюкова, Б.Л. Лавровского. Новосибирск: Изд-во НГТУ. С. 184-224.
3. Гурвич E.T., Краснопеева H.A. (2020). Анализ взаимосвязи доходов и расходов российских региональных бюджетов. Вопросы экономики. № 2. С. 5-29.
4. Климанов В.В., Дерюгин А.Н., Михайлова А.А., Яговкина В.А. (2019). Бюджетный федерализм: финансовое участие регионов в достижении национальных целей развития. М.: Дело. – 290 с.
5. Лавровский Б.Л., Горюшкина Е.А. Бюджетный феодализм в России: быть или не быть? (2021) – Электронный ресурс. – Источник: https://institutiones.com/theories/3755-byudzhetnyi-federalizm-v-rossii.html (точка доступа 21.10.2021)
6. Лексин В.H. (2018). Стратегия развития России: Смена ориентиров неизбежна? Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 Отв. ред. В.И. Герасимов. М.: ИНИОН РАН. Ч. 1. С. 61-75.
7. Мельникова Л.В. (2019). Региональная наука и региональная политика. Региональный менеджмент: учебное пособие Под ред. В.А. Крюкова, Б.Л. Лавровского. Новосибирск: Изд-во НГТУ, Гл. 10. С. 287-321.
8. Одинг H., Савулькин Л., Юшков A. (2016). Российский бюджетный федерализм через призму реализации правительственных программ. Экономическая политика. Т. И, № 4. С. 93 – 114.
9. Швецов Ю.Г. (2017). Тупик российского бюджетного федерализмаю Финансы и кредит. Т. 23, № 19. С. 1094 – 1107
10. Шеремета С.B. (2020). Анализ региональных финансов России и устойчивость долга регионов. Вопросы экономики. № 2. С. 30-58.