Фрагмент для ознакомления
2
касается состава и структуры образовательных областей. Сейчас принято выделять семь образовательных областей, составляющих содержание образования: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Принятый состав образовательных областей не вполне обеспечивает возможность совершенствования образования. Проблема оптимизации структуры образовательных областей вряд ли может быть решена за счет дальнейшего увеличения числа учебных дисциплин. Возможно, что эту проблему удалось бы решить, отказавшись от жесткого закрепления учебного предмета в рамках одной образовательной области, - многие предметы, интегративные по своему характеру, могут принадлежать к разным образовательным областям (например, история мировой художественной культуры может «принадлежать» двум областям - «обществознанию» и «искусству»).
содержание учебных предметов. В современной системе образования выделяется ряд аспектов этой проблемы: обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с целью уменьшения учебной нагрузки учащихся основной школы; исключение устаревших разделов. К перечисленным аспектам следует добавить еще один: исключение избыточного учебного материала, не имеющего существенного значения для реализации основных целей образования.
совершенствование содержания образования касается «идейных основ» образования. Идейной основой гимназического образования в российской школе середины XIX века была античная культура, ради ознакомления с которой и изучались древние языки. Считалось, что античная культура должна дать нравственные и духовные образцы, которые учащиеся освоят как собственные ценностные ориентации. Возникает необходимость в поиске «дополнения» привычных идейных основ образования.
В связи с этим можно выделить следующие основные проблемы современного образования и указать пути их рещения:
1. Проблема кадрового обеспечения. Анализируя деятельность образовательных учреждений, можно сказать что государство недооценивает работу и труд педагогов, специалистов и ученых. Это ведет к тому, что снижается интеллектуальный потенциал государства. Из-за невысокой заработной платы за труд педагогов невозможно привлечь молодых специалистов, которые в свою очередь могут усовершенствовать обучение, повысить уровень знаний обучаемых, внедрять новые технологии и методы обучения. Необходимо повышать имидж специалистов образовательных учреждений и ученых. Для этого в основу оплаты труда нужно заложить степень квалификации, а также результаты деятельности специалиста; внедрить систему стимулирования результативного труда, где возможны различные доплаты за достижения в работе и эффективность результатов деятельности; повысить стипендии и льготы обучающимся, также позволить им вне учебы иметь заработок в образовательных учреждениях.
Необходимо обеспечить все образовательные учреждения полным комплектом современных учебников, методических пособий, компьютерной техникой. Нужно создать такие условия, чтобы новое поколение с радостью и удовольствием шло на рабочие места, ощущая перспективу, совершенствование и рост своего мастерства.
Для этого необходимо объемнее использовать и вовлекать внутренние ресурсы регионов, бюджетные и внебюджетные источники для реального решения проблем кадрового обеспечения системы
2. Проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов - боязнь рисков.
Сегодня в образовательный процесс входит огромное количество методик, программ и способов, которые позволяют проводить работу с разными категориями школьников и студентов, независимо от уровня их развития и возраста. При этом можно использовать новшества в виде оригинальных технологий, упражнений, современных видео и аудиоматериалов, презентаций. Но, к сожалению, не все педагоги внедряют в свою деятельность новейшие разработки для образовательного процесса, в связи с устаревшими понятиями и формами работы.
Когда молодой специалист устраивается в учебное заведение, он встречается со «стеной» непонимания и сопротивления со стороны педагогического коллектива, который предпочитает работать по старой, «советской» системе. Таким образом, молодому специалисту не дают разнообразить учебный процесс, который, в свою очередь, позволил бы в большей степени заинтересовать сегодняшнее «продвинутое» поколение. Конечно, никто не ставит под сомнение опыт и практику, но ведь нужно дать жизнь новым разработкам и формам работы.
Это происходит из-за боязни рисков, что- то поменять и экспериментировать. Риск - это, естественно, проблема. Но она решаема. Ведь если наше поколение со временем меняется, меняются стереотипы и ценности, окружающий мир и сознание человека, то и методы, формы, структуру и систему в целом нужно менять, чтобы работа в образовательных учреждениях была плодотворной и результативной. Отсюда вытекает и проблема стагнации
Показать больше