Фрагмент для ознакомления
2
Творчество А. Камю - это постоянный поиск истины в рамках диалога между согласием, стоическим принятием судьбы и бунтом против её абсурда. Сам абсурд у Камю относится к фундаментальным категориям философии, он рождается на пересечении мира и способности человека к рефлексии.
Сам Камю участвовал во французском движении Сопротивления, также издавал патриотическую газету «Комба» левого толка, следовательно, понятия свободы, бунта и сопротивления получили для него особый философский смысл. Не раздумывая, он принял необходимость сопротивления фашизму, что значит, мысль об абсолютном Абсурде бытия становится под сомнение. Надо сопротивляться злу, пусть это «не героизм, а обыкновенная честность» .
Камю считал, что мы в этом мире совершенно одиноки, а наш путь не определён высшими силами, человек ясно воспринимает свой удел, несёт тяжкое бремя и обречён бороться с абсурдом не смиряясь с ним. Эта же идея легла в основу повести «Посторонний», написанной о человеке, чья жизнь исчерпывающе характеризуется названием книги. Абсурд для А. Камю заключается в чувстве быть «посторонним»: «Я навсегда отчужден от самого себя»
Если существует опасность быть посторонним для самого себя, то тогда «есть лишь одна поистине серьезная философская проблема - проблема самоубийства» . Сам Сизиф в произведении Камю представляется не мучеником, а счастливым человеком, так как его жизнь - бытие «человека абсурда». Он хладнокровно обозревает пройденный путь и видит в нём своё подлинное предназначение, Сизиф оказывается выше своей судьбы, он истинно свободен. Тогда, он вновь и вновь катит камень, бесконечно борясь против горы, обретая свой свободный путь и находя красоту в самом движении во мраке.
Абсурд - есть не только конец, но и начало. «Миф о Сизифе» ясно показывает, что абсурдность в мифе с Сизифом позволила ему бросить вызов богам, который нельзя расценить иначе как бунт.
Бог приносит в мир смирение с бесцельными страданиями, Камю же, как представитель атеистического экзистенциализма говорит твёрдое «нет» и провозглашает человека лишённого идолов свободным. Экзистенциальный подход к жизни у Камю можно сформулировать как «важно искать, а не находить». Смысл жизни здесь - не конечная истина, детерминирующая нашу сущность, это нечто указывающее на направление поиска себя.
Если мы найдём смысл жизни, то она превратится в детерминированное, невообразимо скучное бессмысленное бытие, в чём рождается интересный парадокс. Вера, как бы дающая людям ответ на их жизнь - не более чем способ закрыть глаза и лишиться трезвого виденья мира, подменив его иллюзорным, где есть место конечному смыслу и логике, где страдания оправданы.
Камю «Миф о Сизифе» открывает с мысли о возможности самоубийств. А вот книгу «Бунтующий человек» он открывает с мысли об обоснованности преступлений, а именно убийства. Важным фактом является то, что человечество в каждой эпохе уничтожает и будет уничтожать себя. И человечество, которое уничтожает из-за вспышки страсти, всегда оказывается на суде и может исчезнуть. А в нашем веке истинную опасность для человечества представляют не преступники-одиночки, а люди, которые занимают высокие посты. Они равнодушно и без угрызений совести посылают на гибель много людей и обосновывают эти свои действия пользой для нации.
Люди ХХ столетия остались без защиты перед действиями тоталитарных идеологий, которые созданы для того, чтобы оправдать убийства. Б. Паскаль в своих «Провинциальных письмах» был возмущен казуистикой иезуитов, которые разрешали преступления, в частности убийство человека, несмотря на заповеди Бога. Само собой, что большинство церквей приветствовали и благословляли битвы, проводили казни над инакомыслящими. Но верующие знали, что одной из десяти заповедей было «не убий» и старались следовать ей. Но современный же человек считает, что одной из заповедей является «убий».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Замалеев, А.Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья / А.Ф. Замалеев. - СПб.: Питер, 2011
2) Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М. «Проспект», 1998. – 432 с.
3) Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат., 1990 – 415 с.
4) Пузанова Ж.В. Философия одиночества и одиночество философа // Вестник РУДН. Сер. Социология. - 2003. - № 4-5. -С. 48.
5) Пьянкова, Л.А. Проблема одиночества в молодежной студенческой среде [Текст]// Вестник ТГПУ. 2012. №6. С. 95-100
6) Садлер У., Джонсон. Г. От одиночества – к аномии // Лабиринты одиночества. М., 1989