Фрагмент для ознакомления
2
Роль привязанности в развитии ребенка по фильму «Джон»
Британские документалисты Джеймс и Джойс Робертсоны известны своими фильмами о развитии маленьких детей. Один из таких фильмов – «Джон», выпущенный в 1969 году – рассказывает хронику пребывания в детском доме мальчика Джона, мать которого должна вот-вот родить второго ребенка, и потому не может оставаться дома с первенцем.
В момент, когда ребенок попал в детский дом, ему около полутора лет, это немного застенчивый, доброжелательный мальчик. Насколько мы можем судить из повествования, отношения мальчика с матерью были теплыми, он был к ней сильно привязан.
Всего Джону пришлось пробыть в детском доме девять дней, в течение этого времени его навещал отец, играя с ним, держа на руках, совместно проводя время. Кроме того, за мальчиком следили воспитательницы детского дома, которые так же старались уделить ему внимание и вовлечь в игры. Джону пришлось взаимодействовать с другими членами детского коллектива, которые не всегда были дружелюбны и оказались его конкурентами в борьбе за внимание воспитателя.
Проблема привязанности в этом фильме показывается зрителю с двух сторон: во-первых, это привязанность к родителям, особенно насильно прерванный контакт с матерью, потерю которой, пусть даже временную, мальчик переживает как глубокую травму; во-вторых, это попытки Джона выстроить отношения привязанности с некоторыми из воспитательниц, которые выступают для него образом матери и которыми он пытается ее заменить.
Поведение Джона дает нам понять, что внутри своей семьи он привык получать внимание и рассчитывать на взаимность, когда выражает какие-то эмоции. В первое время он очень контактен, тянется к воспитателям, отвечает на их инициативы и включается в предложенные игры. Ему нравится общаться с воспитателями гораздо больше, чем со сверстниками.
Он положительно реагирует на приход отца, хотя эта реакция немного замедленна. В этот период ребенок еще не чувствует себя оставленным, не беспокоится о том, что его могут не вернуть в семью.
Некоторый дискомфорт ему доставляют сверстники: эти дети примерно его возраста, но они провели в этом Доме малютки большую часть их жизни, и уже знают, как защитить себя, и как получить то, что они хотят. Конкуренция за внимание воспитателей очень высока, и Джон, недостаточно настойчивый в своих требованиях, остается в стороне.
Малыши находятся в ситуации, где ухаживающие за ними сестры все время меняются. Им приходится постоянно быть в общей, достаточно шумной группе. Деятельность воспитателей регламентирована таким образом, что они не могут сосредоточить свое внимание на одном ребенке, а должны работать со всеми в группе, детей больше, чем воспитателей, поэтому кто-то остается без внимания.
Два-три дня спустя Джон понимает, что пребывание в детском доме станет продолжительным, он начинает капризничать, отказывается от еды, выражает отцу невербальное требование увести его домой. В дальнейшем, с седьмого дня, ребенок демонстрирует подавленное, депрессивное поведение, перестает бороться за внимание взрослых, плачет. Его переживания реализуются в психосоматических расстройствах, его тошнит, он отказывается есть.
Показать больше