Фрагмент для ознакомления
2
В европейском искусстве на протяжении веков не гаснет интерес к особым феноменам – «вечным» образам и их историко-культурной «памяти». Обращаясь к «вечным» темам и «вечным» образам, художник получает возможность наращивать полисемический смысл произведения, поднимаясь от характера к типу с его символическими гранями и новыми открывающимися перспективами мировидения. В такой практике осуществляется укрупнение аксиологических составляющих образа.
Одним из знаковых героев в европейской литературе является Дон Жуан – вечный искатель красоты и соблазнитель.
По одной из версий, реальным лицом, послужившим прототипом героя, был Дон Хуан Тенорио, любимец короля Кастилии Педро Жестокого (XIV в.) . Истоки литературной жизни героя также связаны с Испанией – с творчеством Лопе де Вега, затем Тирсо де Молина.
Начиная с середины XVII века средневековая легенда отразилась в творчестве Мольера, Моцарта, написавшего на либретто Да Понте оперу. В первой половине XIX века Дон Жуан появился в немецкой литературе – в созданной Э.Т.А. Гофманом романтической версии этой оперы, в трагедии К.Д. Грабе «Дон Жуан и Фауст»; в английской литературе – в романтической поэме Дж.Г. Байрона; во французской литературе – в новелле П. Мериме «Души чистилища», в датской литературе – в эссе С. Кьеркегора «Непосредственно-эротические стадии, или Музыкально-эротическое начало» и др.
Во второй половине XIX века шествие Дон Жуана по европейским литературам успешно продолжилось. Его образ возник в поэзии Ш. Бодлера (в книге «Цветы зла» в стихотворении «Дон Жуан в аду») и П. Верлена (стихотворение «Одураченный Дон Жуан»), в поэме Н. Ленау «Дон Жуан», в новелле Б. Шоу «Дон Жуан объясняет» и др.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахматова А.А. «Каменный гость» Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т русской литературы. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. – Т. II.
2. Благой Д.Д. Творческий путь А.С. Пушкина. – М.: Художественная литература, 1991.
3. Бонди О.М. О Пушкине. - Статьи и исследования. Драматургия А.С. Пушкина. – М.: Художественная литература, 1990.
4. Бордонов, Ж. Мольер. – М.: Искусство, 1983
5. Кисин Б. Дон-Жуан // Литературная энциклопедия: В 12 т. Т. 3 / Отв. ред. А.В. Луначарский. М.: изд-во Коммунист. Академии, 1930. – с. 350
6. Мольер Ж-Б. Дон Жуан, или Каменный гость. – Сборник драматических произведений. – М.: Художественная литература, 2001
7. Непомнящий В. О маленьких трагедиях // Пушкин А.С. Маленькие трагедии. – М.: Искусство, 1967. – С. 75–76
8. Пронкевич О. Дон Хуан сквозь призму национального мифа. - Слово и время, 2003, №4
9. Пушкин А.С. Каменный гость // Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 4 / Примеч. Д.Д. Благого, С.М. Бонди. М.: Художественная литература, 1975.
10. Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 6 т. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1909. Т. 3. 619 c. // https://books.google.ru/books?id=T6lCAgAAQBAJ&pg= PA568&lpg=PA568&dq
11. Соломон М. «Дон Жуан» графа Алексея Толстого // Вестник Европы. – 1907. – Т. 5. – Кн. 10.
12. Устюжанин Д.Л. Маленькие трагедии Пушкина. – М.: Художественная литература, 1974.