Фрагмент для ознакомления
2
Христе, так что является уже новым творением, способствует актуализации этого сочинения апостола Павла для читателя. Это помогает установить место и положение послания в богословском наследии апостола язычников, его значение для Церкви.
Научный подход в начале ХХ в. при толковании посланий апостола Павла использовал и наиболее выдающийся российский исследователь его жизни и творчества Н.Н. Глубоковский. Он изучил все отечественные работы по Павлу, а также западные труды с данными археологии и богословскими дискуссиями своего времени. Труды Глубоковского о Павле, и в частности «Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к галатам», актуальны и сегодня эрудированностью, тщательностью и всесторонностью исследования, укорененностью в церковности. Особо тщательно Н.Н. Глубоковский проанализировал защиту Павлом своего авторитета в Галатах.
В первой половине XX в. к посланиям Павла, и галатам в частности, именно с точки зрения их литературности обращаются крупные отечественные исследователи С.А. Жебелев («Апостол Павел и его послания») и Р.Ю. Виппер («Возникновение христианской литературы»).
Из современных исследователей творчеству Павла посвящены работы М.В. Ковшова, С.В. Тищенко, И.С. Вевюрко и др., а также «Комментарий на письмо церквам Галатии» В.Н. Кузнецовой, «Гимны в посланиях святого апостола Павла» Д.Ю. Лушникова и статья архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Апостол Павел как художник, поэт и бытописатель своего времени».
Исследователи подтверждают, что послания Павла свидетельствуют о том, что он хорошо знаком с эпистолярной практикой и ораторским искусством своего времени. Поэтому следует признать правильным суждение, что такие идеи, в силу их важности для автора и его адресатов, должны выделяться из структуры послания посредством применения особых приемов риторического и эпистолографического искусства, хорошо известного апостолу. Соответственно, при помощи комплексного риторико-эпистолографического анализа послания, который при необходимости дополняется иными анализами текста, можно установить центральные идеи для автора, составившего данный текст.
Сформулированные критерии для определения ключевых тем богословия, послания к Галатам могут быть применимы и к другим посланиям ап. Павла. Однако видится необходимость дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы и формулирования новых критериев.
В рамках продолжительной богословской аргументации апостола, которая преследует главную цель всего послания – убедить галат, что не следует обрезываться и соблюдать Закон Моисеев, особое кульминационное место занимают пятая и шестая главы.
Ключевая идея богословия послания к Галатам раскрывается постепенно. Вопросы оправдания верой и легитимности, и актуальности для христиан из язычников Закона Моисеева, которые обуславливаются историческим контекстом написания, подводят галат к важнейшему положению сотериологического представления апостола – усыновление спасаемых Богу. Далее она развивается в идеи свободы во Христе и представлении свободных и усыновленных во Христе Богу как о «новом творении». Таким образом, центральными темами послания к Галатам вопреки мнениям многих современных исследователей следует считать не оправдание верой или отношение к Закону Моисееву, а идеи усыновления Богу (4 гл.), свободы во Христе (5 гл.) и «нового творения» (6 гл.).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Виппер Р.Ю. Возникновение христианской литературы. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1946. 287 с.
2. Глубоковский Н.Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к галатам. М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. 216 с.
3. Десницкий А.С. Введение в библейскую экзегетику. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 413 с.
4. Жебелев С.А. Апостол Павел и его послания. Петербург: Огни, 1922. 197 с.
5. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Апостол Павел как художник, поэт и бытописатель своего времени // Христианство и культура. Вып. 3. СПб., 2007. С. 254-255
6. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Диатриба в посланиях апостола Павла. URL: azbyka.ru/ivliev/diatriba_v_poslaniyah_pavla-all.shtml.
7. Ириней (Пиковский), иером. Толкование посланий апостола Павла в дореволюционной традиции Русской православной церкви. URL: bogoslov.ru/text/2454099.html
8. Ковшов М.В. «Новые взгляды на Павла»: Критич. анализ совр. зап. подходов к исследованию посланий апостола язычников // Христианское чтение. 2011. № 6. С. 134-159.
9. Кузнецова В.Н. Комментарий на письмо церквам Галатии. М.: Общедоступ. правосл. ун-т, 2003. 257 с.
10. Лушников Д.Ю. Гимны в посланиях святого апостола Павла. М.: Св.-Владимир. изд-во, 2009. 241 с.
11. Тищенко С.В. «Благоухание, приятное для Господа»: Скрытая синтактика письма Павла (2 Кор 1-7) // Библия. Литературовед. и лингвист. исслед. Вып. 3. М., 1999. С. 236-274.