Фрагмент для ознакомления
2
Вообще нужно признать, что РПЦ на протяжении большей части своей истории оставалась богатой организацией. Рост благосостояния был связан с ростом числа земель, входивших под контроль того или иного храма. Здесь можно отметить, что именно монахи становились первопроходцами в неизвестных землях. Так происходило при освоении земель Русского Севера и Дальнего Востока. Таким же образом происходило освоение юга России и т.д.
В любом случае монастырская братия имела возможность не только обрабатывать землю, но сдавать ее в аренду. Более того, на рубеже 17-18 веков Церковь начала активно продавать продукты и товары, произведенные монахами в монастырях. Такая экономическая активность служителей церкви вызывала много вопросов, как у прихожан, так и у других священнослужителей и у властей.
Первая попытка ограничить финансовые возможности церкви и сдержать рост числа храмов и монахов была предпринята в 16-17 веках. В этот период времени была предпринята попытка ограничить объем земельных владений, которые могут находиться под контролем Церкви.
В целом также важно отметить, что церковные владения стали важным элементом системы крепостного права. Дело в том, что в этот период времени на законодательном уровне появились понятия целых церковных деревень, церковных холопов и церковных детей. Все эти люди совместно с монахами занимались благоустройством монастырских земель и территории.
Таким образом, к моменту 18 века, т.е. начала секуляризации РПЦ обладала большим экономическим потенциалом, обладала множеством монастырей, обителей и храмов с большим количеством прилагающейся к ним земли. Более того, к тому времени в РПЦ числилось 11 153 монахов. Синод установил, что на момент 1 января 1762 года, во всех епархиях России числилось 954 монастыря.
После секуляризации вышло дополнительное распоряжение Синода о том, чтобы заштатные монастыри тоже были разделены на 3 класса: 1 класс - 20 монастырей, 2 класс – 56 и 3 класс - 85, всего 161 монастырь. Они все были мужскими. Общая численность монахов сократилась до 1247 человек. Остальные 149 монастырей упразднялись. Секуляризационная реформа 1764 года во многом положила начало новой эпохе в истории Русской Православной Церкви.
Для позднейшей истории русского монашества штаты определили не только финансовое положение, но во многом и духовное развитие монастырей. Появилось два разных типа не только обителей, но и монахов, а монастырский устав как основа иноческого жития надолго утратил свое значение. Определенное штатами содержание для монастырей было слишком мало, его едва хватало на братию, монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели опасались доносить об этом Синоду ввиду возможности упразднения монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова А.Ю., Проводина М.А. История монашества в России. – Екатеринбург: Альтер эго, 2014. – 343 с.
2. Андреева С.О., Савельева М.И. Монашеская служба в Русской Православной Церкви. – СПБ.: Березка, 2015. – 358 с.
3. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. История монашеской службы в России. – Ярославль: Азимут, 2015. – 359 с.
4. Васильев Я.Н. Русская православная церковь в эпоху секуляризации. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2016. – 293 с.
5. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Православное монашество до, во время и после секуляризации. – Воронеж: Альянс, 2014. – 395 с.