Фрагмент для ознакомления
2
Конечно, нужно помнить, что каждый человек имеет право на ошибку. Однако в случае с развитием психики ребенка излишняя мягкость к плохим родителям становится своеобразным приговором для ребенка. Дело в том, что, находясь в постоянном стрессовом состоянии, ребенок незаметно для себя накапливает негативное отношение к родителям или родителю. С другой он постепенно мотивируется на обеспечение себе достойной жизни без элементов или признаков неудачи, т.е. одиночества, пустоты и т.д.
В конечном итоге во всех случаях у родителей с девиантными формами поведения вырастают эмоционально и психологически нестабильные дети. Такие дети готовы на любые жертвы ради получения нужного им результата. В зависимости от условий воспитания они могут быть лживыми и изворотливыми. Кроме этого в них живет внутриличностный конфликт. С одной стороны, есть пример для подражания – это поведение родителей. Есть императив, который говорит, что родителей нужно слушаться. Хотя бы потому, что они старше и заботятся о будущем и настоящем ребенка.
Однако их поведение ставит под сомнение дальнейшее развитие ребенка и адекватность его психического развития. Ребенок не может без помощи взрослых отказаться от модели, предложенной ему родителями и перейти на схему, предлагаемую классным руководителем, психологом или социальным работником. Для этого нужно сделать шаг, который определит всю судьбу ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что
родительство как важнейший элемент семейной системы сегодня активно изучается в сфере гуманитарного знания, которое нередко находится в определенной конфронтации со знанием, развивающимся в рамках естественнонаучной парадигмы. Но с фамилистической позиции, отстаиваемой академиком С. В. Дармодехиным, необходима «интеграция научных знаний о семье на основе межнаучной кооперации и междисциплинарного подхода» (Дармодехин, 2006: 6), поэтому мы считаем необходимым сопоставить биологический и социальный дискурсы в изучении современных форм девиантного родительства.
Девиантное родительство — это биосоциальное явление, характеризующееся нежеланием или неспособностью (физической, психической, психологической, педагогической, экономической) индивида выполнять по отношению к родным, приемным или усыновленным детям родительские функции в соответствии со сложившимися социокультурными и правовыми нормами. Часть этих норм отражена в Семейном кодексе РФ.
Государство использует некоторые рычаги, чтобы отслеживать соблюдение юридических норм через внешние формы контроля (например, выплата алиментов по решению суда), но в целом контролировать состояние детско-родительских отношений достаточно трудно, и государству приходится вмешиваться уже на стадии крайних проявлений девиантного поведения родителей, ограничивая или лишая их родительских прав.
Можно говорить об отцовском отказничестве, когда отец самоустраняется от воспитания ребенка и не поддерживает даже «алиментного отцовства». Отцовское отказничество распространено значительно шире и часто официально не регламентируется, так как мужчина — биологический отец ребенка — либо совсем не фиксируется документально в органах записи актов гражданского состояния, либо остается отцом «на бумаге», т. е. в свидетельстве о рождении.
Отцовское и материнское отказничество — это формы девиантного родительства, когда биологическое родительство оказалось не подкреплено социальными обязанностями, связанными с родительской ролью, которые оценивались индивидом как тягостные, угрожающие его жизни и благополучию, а само рождение ребенка оказалось случайным событием, обусловленным низкой репродуктивной культурой индивида (семьи).
Асоциальная многодетность — еще одна форма девиантного родительства, связанного с неспособностью индивида (семьи) контролировать собственное репродуктивное поведение и подкреплять
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александер П. Девиантное поведение. Причины. Коррекция. Пер. с англ. – Сыктывкар: Слово, 2015. – 560 с.
2. Антоневская М.В., Круглякова В.Д., Петренко Е.Ф. Девиантное поведение ролителей. – Волгоград: Ижора, 2016. – 463 с.
3. Богдановская Е.А., Щербакова А.С. Девиантное поведение в молодых семьях. – Екатеринбург: Эксперт, 2016. – 370 с.
4. Валентинова С.С., Куприянова А.В. Девиантное поведение родителей. – Тверь: Зеркало, 2015. – 390 с.
5. Джеймисон В., Стюарт А. Девиантное поведение у матерей. Пер. с англ. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 297 с.
6. Дурягина И.И. Девиантное поведение у отцов. – Тверь: Диамант, 2016. – 330 с.
7. Казанцева Е.В., Петренко Р.А., Овсянникова С.А. Молодые родители и девиантное поведение. – Ульяновск: Старт, 2013. – 380 с.
8. Кравцова Е.К. Девиантное поведение: содержание термина и история изучения. – Воронеж: Слава, 2016. – 480 с.
9. Москалева А.А. Девиантное поведение родителей. – Владикавказ: Южное издательство, 2014. – 390 с.
10. Пирогова А.А., Чудновский И.К., Гаурова Н.В. Причины и следствия девиантного поведения родителей. – Кострома: Неофит, 2017. – 460 с.
11. Пономаренко В.В., Криворукова Г.А., Лезунова Н.Б. Особенности развития и формирования девиантного поведения. – Ханты-Мансийск: Зеркало, 2016. – 460 с.
12. Сорокина В.А., Петренко Г.Г. Девиантное материнство. Причины и следствие. – Новороссийск: Приоритет, 2016. – 468 с.
13. Томсон Б. Девиантное родительство. Методы коррекции. Пер. с англ. – Минск: Знамя, 2014. – 320 с.
14. Уфимцева А.В. Девиантное поведение родителей и детей. Теория и практика. – Волгоград: Смена, 2015. – 380 с.
15. Фурсенко Г.В., Миронова А.П. Особенности развития и формирования девиантного поведения у молодых родителей. – Тюмень: Марс, 2016. – 460 с.
16. Юличева Д.В. Современное девиантное поведение родителей. – Калининград: Янтарь, 2016. – 150 с.