Фрагмент для ознакомления
2
«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» раскрывают религиозный подход к обзаведению семьей наиболее взвешенно. Но зачастую, семейные прихожане склонны обманываться на счет позиции Церкви в отношении семьи, питать некие иллюзии о необходимости пренебрегать семейной жизнью в пользу религиозного развития.
Потому возникает потребность в дальнейшей разработке проблем брака и семьи в религиозной методологии, а более того – в разъяснении аспектов этих тем для всех прихожан, и для имеющих семьи, и для планирующих их завести.
Георгий Митрофанов – историк, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви – считает русскую агиографию невыразимо бедной в плане раскрытия тематики семьи и служения в семейной жизни.
Рекомендации об организации духовной жизни семьи, на которые может опереться современный человек, во многом устарели, и относятся к досоветским временам, к документам одного порядка с «Домостроем». В настоящее время практически невозможно построить семью по этим параметрам. Потому происходит поиск новых ориентиров и идеалов.
Отец Георгий (Митрофанов) говорит, что для современного человека важнее обратиться к «семейным историям новомучеников, к примеру «православной интеллигенции 30-60 х гг., тех семей, где, несмотря ни на что, продолжалось созидание домашней церкви», подчеркивая, что церковная проповедь должна учить прихожан «ответственности не за возрождение Святой Руси и победу Православия во всем мире, а за наших домашних».[6]
«Подлинное христианство в нашу эпоху наилучшим образом реализуется в многодетной семье», считает отец Димитрий, отмечая, что порой «подвиг многодетной матери бесконечно труднее» монашеского делания. Но при этом очевидно, что в таком масштабном и продолжительном труде матери должна помочь и всячески содействовать религиозная община.
Протоиерей Алексий Уминский на основе своих исследований приходит к выводу: среди прихожан распространено мнение, что целью христианской семьи является деторождение. Такая позиция является ошибочной, поскольку деторождение – естественная природная функция семьи, не несущая в себе изначально никакого религиозного контекста. Духовное же воспитание детей, нравственное наставление их в сложном современном мире – есть основная функция семейного воспитания. [6]
Работа с многодетными семьями выстраивается в двух основных направлениях: это детско-родительские отношения, пути духовного влияния родителей на детей, а также духовная поддержка, оказываемая всем членам семейства Церковью.
Часто речь заходит не только о духовной, но и о материальной поддержке. Одной из ступеней работы с многодетными семьями является создание фонда финансовой помощи семье. Многодетная семья часто сталкивается с финансовыми трудностями, которые, несомненно, сказываются и на социальных отношениях, и на формировании у детей картины мира.
Среди паствы бытует мнение о необходимости преодолевать лишения и отстраняться от финансовой стороны жизни в мире, но такой подход нерационален в воспитании ребенка, поскольку речь идет о его здоровье, возможности полноценно учиться, заниматься творчеством. Для многодетной семьи закономерным кажется тяготеть к аскезе, но в данном случае – это скорее попытка пойти по пути наименьшего сопротивления, подменяя истинную духовность отказом от неких благ, который часто производится с негативными мыслями, и не идет на пользу ни отношениям внутри семьи, ни внутренней духовной жизни всех членов семейства.
Помощь многодетной семье в разрешении ее духовных и финансовых проблем – не милость со стороны Церкви, а ее закономерное обязательство по отношению к людям, проявившим к ней доверие.
Главная цель пастырской работы с многодетными родителями — помочь им осознать, что дети не являются собственностью родителей. Они — Божье поручение, причем на определенное время. Каждый ребенок — личность индивидуальная, он приходит в этот мир со своей жизненной миссией, со своими талантами и интересами. [4]
В многодетной семье, где внимание родителей распределяется между несколькими детьми, может возникнуть недостаток чуткости к духовным порывам ребенка, к возникающим у него вопросам. Потому работа Церкви должна вестись не только с родителями в деле наставления их о воспитании, но и самими детьми. Одной из самых распространенных и востребованных форм общения между мирянами и духовенством являются духовные беседы.
Здесь остро встает задача вывести духовность ребенка на сознательный уровень, чтобы он испытывал органичную потребность в духовном развитии, а не принимал религиозные догмы лишь постольку, поскольку таковы традиции его семьи, под давлением взрослых членов семьи.
Отношения многодетной матери, а порой и отца, строятся так, что младшим детям уделяется больше внимания, чем старшим и уже повзрослевшим. Это закономерно, поскольку маленький ребенок требует большой заботы о его благополучии. Но при этом встает вопрос о досуге старших детей, об их самоощущении в семейной обстановке.
Показать больше