Фрагмент для ознакомления
2
Современная нам научная психология также нуждается в основательном критическом переосмыслении, поскольку изобилует советскими стереотипами и в ней до сих пор сильны атеистические моменты.
Психологическими знаниями можно воспользоваться и в пастырском делании, но непременно преломив их через призму православной антропологии, т. е. учитывая существование духовного уровня, находящегося в тесном взаимодействии с душевным, но в недосягаемости светской психологии и психотерапии.
Перед современной Церковью стоят две сложнейшие задачи: во-первых, наладить контакт с системой психологического образования и сформировать направление духовной психологии, равно учитывающее стремления Церкви и психологического знания. Во-вторых, изжить предрассудки в сознании своих собственных служителей, чтобы психологическое знание свободно вошло в систему служения, не смущая умы сомнениями о его применимости или целесообразности.
Спектр ситуаций, в которых необходимо применение психологических знаний, как было сказано ранее, очень велик.
К важнейшим из них относятся критические ситуации, угрожающие жизни и душе человека, например, те случаи, когда он потерял радость жизни и готов навредить себе и близким различными способами.
Очень важной проблемой, с которой человек часто приходит в Церковь, являются зависимости — его собственные или те, от которых страдает близкий человек. Конечно, и сама Церковь не впервые сталкивается с такой проблематикой, и существуют различные практики работы с такими людьми и их семьями. Но не всегда они эффективны, и не всегда легко даются самому пастырю, от которого так же требуется огромное душевное напряжение в работе.
Применить в этом случае знания психологии просто необходимо, если это даст новые возможности облегчить участь человека и помочь ему найти выход из тяжелой ситуации. Психологические знания помогут создать атмосферу понимания, эмпатии, дать человеку понять, что его слушают и к нему внимательны. Даже пастырю не всегда легко установить контакт с каждым человеком, бывают довольно тяжелые отношения, в которых человек проявляет недоверие. Простые психологические приемы помогут выстроить конструктивный диалог. Они же могут быть использованы для анализа собственных чувств — почему именно с этим человеком разговаривать было тяжелее, чем с другими?
Конечно, религиозное учение завещает с равной любовью относиться ко всем страждущим, но пастырь является человеком, который так же не идеален, как другие, и бесконечное недовольство собой и упреки в отношении себя в каждом случае, когда общение с паствой прошло не так, как запланировано. Гораздо полезнее здесь будут навыки, которые позволят прислушаться к себе, проанализировать себя, и найти ответы на свои вопросы, чтобы в дальнейшем самосовершенствоваться.
Желание развивать себя и становиться лучше, опытнее в работе с людьми — закономерное стремление служителя Церкви, потому что главная задача Церкви — это работа с паствой внимание к ней. Было бы очень опрометчиво думать, что достиг определенного уровня в этой работе и он является достаточным, поскольку каждый человек уникален и его духовная жизнь сложна и неповторима, потому нельзя достичь
Показать больше