Фрагмент для ознакомления
2
Термины «этнография» и «этнология» появились в XVIII веке. Огромную роль в становлении науки принадлежит немецким учёным Шлёцеру и Шаланесу.
Этнография/этнология («этнос» - языки непонятные грекам, «графо» - описание, «логос» - постижение). Этнография – наука, изучающая народы и народонаселение мира (Шаланес).
Этнография изучает народы-этносы, древние этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, материальную и духовную культуру.
Этнология изучает процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы культурной самоорганизации, закономерности поведения, взаимосвязь личности и социальной среды. Цель этнологии – формулировка культурных инвариантов.
Этнография исследует этносы через прямой контакт с культурой, этнология более академична: изучает материалы, собранные этнографами, делает обобщения, сравнения различных культур. Этнология – термин применим любому сравнительному исследованию социальных групп.
По поводу соотношения этих понятий в разных научных школах сложились разные понятия:
I. Российская научная школа
Этнография – наука, объектом изучения которой является народы мира. Этнология – синонимичная этнографии наука. Этнография чаще всего рассматривается как более широкое понятие. До революции использовался термин «народоведение».
II. Английская научная школа
Этнография часто воспринимается как описательная наука. Термин «этнология» почти не употребляется. Этнография развивается благодаря стараниям таких учёных, как Эдвард Тейлер. Он выстроил эволюционную школу религий от самых простых до самых сложных, так как большую часть своего времени он посвящал изучению эволюции религий мира. Джордж Джеймс Фрезер написал 12-томный труд «Золотая ветвь», который также был посвящён изучению религий мира.
III. Американская научная школа
Этнография часто воспринимается как описательная наука. Термин «этнология» почти не используется. На всеобъемлющую роль претендует культурная антропология, благодаря исследованиям Л.Г. Моргана. Особенности научной школы – стремление выделиться из английской научной школы.
IV. Французская научная школа
Французская научная школа во многом сходится с российской научной школой. Вместо множества терминов и термина «этнография» используется термит «этносоциография» или «социальная этнография». Особенности научной школы – описание нематериальной культуры и психологии.
V. Немецкая научная школа
Наиболее глубокие традиции наука о народах имела в Германии, где еще в 1789 г. сформировалось научное направление Volkerkunde, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех других народов стал использоваться термин «этнология». Синонимическое тождество понятий «этнология» и «Volkerkunde» в немецкой науке сохраняется и сейчас. Еще одно направление, получившее название «Volkskunde» (народоведение) и изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их культуры.
Вышеприведенный обзор позволяет сделать вывод, что созвучие терминов «этнология» и «этнография» не ограничивается их названиями, они во многом синонимичны и по содержанию.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М. : Наука, 1973. Гл. IV. С. 252.
Филиппов В. Р., Филиппова Е. И. CREDE EXPERTO // Этнографическое обозрение. 1993. № 5.
Шмелева М. Н. Полевая работа и изучение современности // Советская этнография. 1985. № 3. С. 50.
Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений. М. : Наука, 1994. С. 44.