Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня же в России наблюдается острейший дефицит рабочих специальностей, требующих высокой квалификации. В первую очередь, это связано с низким числом желающих обучаться по этим специальностям, которое ежегодно сокращается, а впоследствии и с низким числом выпускников профессиональных образовательных организаций.
Однако государство путем создания в вузах большого количества вакантных мест (еще во времена нехватки специалистов с высшим образованием) до сих пор инвестирует огромные финансовые средства в образование экономистов, юристов, управленцев.
Между тем, в условиях изменившейся с тех пор экономической, трудовой, демографической обстановки выпускники таких направлений зачастую не могут найти работу по специальности, поскольку рынок труда переполнен специалистами данных сфер. Но, тем не менее, выпускники школ все равно стремятся получить высшее образование. Результат усиления данных тенденций очевиден - значительная нехватка рабочих кадров создает серьезные проблемы для большинства промышленных предприятий, а средний возраст работников приближается к пенсионному.
В 2016 году наибольшим спросом у работодателей по- прежнему пользовались «водитель, каменщик, маляр, штукатур, плиточник-облицовщик, бетонщик, арматурщик, токарь, плотник, слесарь-ремонтник, повар, швея, продавец, дворник, кухонный рабочий, санитарка, уборщик, грузчик, подсобный рабочий». Для того, чтобы решить существующую проблему, необходимо выделить в ней ряд подпроблем и предложить их решение:
1. Проблема отсутствия устойчивых связей с работодателями на этапе обучения;
2. проблема слабой технической оснащенности;
3. непрестижность рабочих профессий среди населения.
Стоит отметить, что непопулярность рабочих профессий возникла не в последние годы. Ее истоки нужно искать в 70-х и 80-х годах и целесообразно связывать с понятием моды на профессию. Еще в брежневские времена на ПТУ начали смотреть как на «отстойники» для детей, которые плохо учились в школе. Это был элемент просчета государственной молодежной политики. Уже тогда рабочие начали считать, что их ребенок не должен попасть в ПТУ, потому что там собирался контингент из неблагополучных семей, да и в целом престиж рабочих профессий стал падать. 1950-е и 1960-е годы были годами молодежного энтузиазма, целинного движения и массовых строек. Потом произошел сбой.
Современная молодёжь часто ассоциирует труд рабочих исключительно с тяжелым физическим или ручным трудом, с грязной, опасной, неквалифицированной работой, но подобное восприятие часто переходит к молодому поколению от их родителей: раньше людям на самом деле приходилось очень сильно трудиться, чтобы добиться хороших результатов и высокой зарплаты, будучи самым обычным рабочим. Именно поэтому родители сегодня советуют детям выбирать профессии, предполагающие интеллектуальный труд, потому что он кажется более лёгким. Но это совсем не так! Для многих умственный труд оказывается сложнее, чем физический.
Если раньше производственный процесс действительно требовал от специалистов больших усилий, то сегодня наука и техника вышли на высочайший уровень, и рабочий специалист - это уже не тот человек, который тратил много сил на свой труд, сейчас практически всю работу за него выполняют машины. Рабочий должен лишь контролировать этот процесс, и для этого очень важно умение управлять современной техникой, что требует хороших знаний. Специалист XXI века - это гораздо более образованный и умелый человек, обладающий множеством важнейших знаний и навыков.
Тем не менее, о неоспоримости факта отношения общества к рабочим профессиям как к непрестижным свидетельствует признание данного обстоятельства самим государством и утверждение Правительством РФ плана мероприятий по популяризации рабочих и инженерных профессий.
Показать больше