Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Софизм (от греч. - мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость) представляет собой ложное умозаключение, что на первый взгляд кажется правильным. Данное ложное умозаключение основывается на преднамеренном, сознательном нарушении логических законов.
Аристотель называл софизмом «мнимые доказательства». В них аргументированность заключения – мнимая, связана с субъективным впечатлением, что вызвано недостаточным анализом. Софизмы, как кажется, убедительны. «Логичность» софизмов связана с хорошо завуалированной семиотической ошибкой: при помощи метафоричности речи, омонимии или полисемии слов, амфиболий и пр. нарушается однозначность понимания мысли. Термины смещают свои значения. Есть и подмена основной мысли, аргумента, принятие ложных посылок за истинные. Не соблюдаются и допустимые способы рассуждения (правил логического вывода), используются «неразрешенные», «запрещенные» правила и действия: деление на ноль в математическом софизме.
Целью данной работы является рассмотрение софизмов и их роли в становлении логики.
Основная часть
Софизмы еще появились в Древней Греции. Они тесно связаны с философской деятельностью софистов - платных учителей мудрости, учивших всех желающих философии, логике и особенно риторике (науке и искусству красноречия). Одна из основных задач софистов заключалась в том, чтобы научить человека доказывать (подтверждать или опровергать) все, что угодно, выходить победителем из любого интеллектуального состязания. Для этого они разрабатывали разнообразные логические, риторические и психологические приемы. К логическим приемам нечестного, но удачного ведения дискуссии и относятся софизмы. Однако одних только софизмов для победы в любом споре недостаточно.
Ведь если объективная истина окажется не на стороне спорящего, то он в любом случае проиграет полемику, несмотря на все свое софистическое искусство. Это хорошо понимали и сами софисты. Поэтому помимо различных логических, риторических и психологических уловок в их арсенале была важна философская идея (особенно дорогая для них), состоявшая в том, что никакой объективной истины не существует: сколько людей, столько и истин.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Антипенко Л.Г. Флоренский П.А. о логическом и символическом аспектах научно-философского мышления. М., Канон+, РООИ Реабилитация, 2012. - 172 с.
2) Аристотель. Метафизика, IV, I, 1025b 5-15, Ростов-на-Дону, Феникс, 1999., с.155-156.
3) Вдовиченко А.В. Расставание с «языком». Критическая ретроспектива лингвистического знания. М.: ПСТГУ, 2008.
4) Вдовиченко А.В. Факт сознания и коммуникативное действие: краткий эксперимент // Вопросы психолингвистики. 2019. № 2 (40). С. 30‒41.