Фрагмент для ознакомления
2
ФИО, группа
«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны»
Часть 1. Проблема. Взятое в качестве темы эссе изречение Фомы Аквинского посвящено проблеме свободы человека в духовном аспекте. Данная проблема относится к вечным проблемам человеческой культуры, неся в себе неисчерпаемый религиозный и философский потенциал: «Свобода – возможность поступить так, как хочется. Свобода – это свобода воли» [Философский энциклопедический словарь 2001: 406]. Свои особенности постановка данной проблемы имеет в этике, в социологии, в политологии и в теологии. Проблема свободы с глубокой древности волновала религиозных мыслителей и философов, которые задумывались о том, насколько человеческая жизнь подчинена року, воле богов, насколько человек может проявить свободу выбора. Диапазон предполагаемых решений религиозной и философской проблемы свободы очень широк. С одной стороны, представители фатализма убеждены в том, что человек по природе своей несвободен, вся его жизнь полностью подчинена внешним силам. Представители исторического детерминизма, в частности, французский философ И. Тэн, были убеждены в том, что бытие человека обусловлено (детерминировано) такими объективными факторами существования, как раса, наследственность, среда, момент. С другой стороны, представители волюнтаризма утверждают значимость свободы выбора и воли человека. В истории культуры есть и мыслители, которые утверждали мысль о диалектическом единстве свободы и необходимости в жизни человека. Великий русский писатель и мыслитель Л.Н. Толстой на страницах романа-эпопея «Война и мир» полемизировал и с представителями философского детерминизма, и со сторонниками волюнтаризма. Особую остроту проблема свободы приобрела в культуре XX в., в период революционных потрясений и тоталитарных режимов. В философии экзистенциалистов проблема свободы рассматривалась в единстве с категорией абсурда (А. Камю «Миф о Сизифе»).
Ф. Аквинский, живший в XIII в., развивал христианскую концепцию свободы, в основе которой лежит религиозная идея о свободном выборе человеческой душой пути добра или зла. Конечной целью бессмертной души является обретение блаженства, единства с Богом как ее Творцом и Спасителем. По мысли богослова, ключевыми характеристиками человека являются разум и свободная воля. Свобода согласуется с разумом, мудростью и этическими нормами. Божественный промысел и благодать не ограничивают свободу воли человека. Они обращают любое несовершенство во благо. Зло в системе мироздания оттеняет различные степени совершенства.
Данная ключевая для христианской морали представлена во многих притчах и проповедях Священного Писания. Так, в «Евангелии от Иоанна» Иисус называет своих учеников не «рабами», а «друзьями»: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бердяев Н.А. (2004) Смысл истории. Новое средневековье. М.: Российская государственная библиотека.
2. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 т. Т. 2. М.: ГИХЛ
3. Трубецкой Е. (2000) Смысл жизни. М.: Фолио.
4. Философский энциклопедический словарь (2001) М.: ИНФРА-М.
5. Фромм Э. (1990) Иметь или быть? М.: Прогресс