Фрагмент для ознакомления
2
Хочу отметить, что гомеровские эпосы больше сосредоточены на более простой героической славе, а также на своих собственных отдельных темах.
"Илиада" - это эпос, основанный на военной политике и битвах, на важности славы и защиты своего города или чести, и, в конечном счете, о смерти (на мой взгляд).
"Одиссея" продолжает многие из этих тем (поскольку по сути является продолжением), но также больше фокусируется на путешествиях, чужеродности, магии и доме.
По стилю "Энеида" явно основана, по крайней мере частично, на стиле гомеровских эпосов, но в некотором смысле более утончена. Вергилий усердно писал и совершенствовал ее — он не был доволен ею даже к тому времени, когда умер, и никогда не хотел ее публиковать. Здесь мы четко видим стремление автора к идеалу в собственном творчестве, а потому данное произведение уже не может считаться «низкого качества».
С другой стороны, предполагается, что "Илиада" и "Одиссея" были написаны устно, что привело к большей зависимости от повторений и шаблонных структур, помогающих поэту-сочинителю. "Энеида" все еще использует их, как я уже сказала, это часть эпического "стиля", но чувствует себя более совершенной.
Все они разные и в тоже время все похожи. У всех есть свои прелести.
Некоторые скажут, что "Энеида" - это троянская версия "Одиссеи" (первая половина - путешествие, вторая - восстановление дома), а другие могут даже сказать, что "Энеида" похожа на два гомеровских эпоса вместе взятых (опять же, путешествие в первой половине, но бушующая война во втором) — таким образом, они не были бы слишком далеки, но я бы все равно сказала, что всегда стоит прочитать как можно больше. На самом деле, если ранее читатели читали гомеровские эпосы, это только сделает Энеиду лучше; можно заметить интертекстуальность Вергилия!
"Энеида" отчасти написана как ответ на тяжеловесный, повторяющийся и грубый стиль произведений Гомера.
Кажется, будто у римлян был комплекс неполноценности, когда дело касалось греческой культуры. Они завоевали Грецию, а затем потратили свои творческие усилия, пытаясь сделать то же самое, что делали греки, но лучше. Со времен Энния (писавшего об аргонавтах) римляне пытались сочинить эпическую поэму, соперничающую с Гомером, но попытки не увенчались успехом. Даже знаменитый оратор Цицерон написал эпос (восхваляя себя), и хотя поэзия не была высоко оценена, он помог стандартизировать переход метра (дактилического гекзаметра) с греческого на латынь, создав множество общих правил и конвенций. Ко времени Вергилия римский мир созрел для латинского эпоса, который мог бы соперничать с Гомером.
Вергилий начинает весь эпос с вызова Гомеру: "Я пою об оружии и человеке" (то есть об Энее, Троянской войне и войне с рутулами в конце), где Гомер посвятил целую поэму о войне ("Илиада") и еще одну целую поэму о человеке ("Одиссея").
Кроме того, поэзия Вергилия отвергает повторяющиеся формулы, используемые Гомером, где целые абзацы могут быть идентичными ("там они высадили свои корабли и разбили лагерь на ночь. На следующее утро розовопалая заря поднялась и осветила пляж (тип вещей). В то время как Вергилий довольно часто повторяет эпитеты для персонажей (благочестивый Эней), это в основном по метрическим причинам, в то время как у Гомера это была мнемоника, помогающая устным исполнителям запоминать переходы.
Наконец, темы "Энеиды" Вергилия очень сложны. Есть поверхностная попытка написать эпическую поэму с лодками, кораблекрушениями, войнами, злополучной любовью, монстрами и прочим. Она также пытается ответить Гомеру, заставляя Энея следовать за путешествием Одиссея, пересказывая историю Троянской войны (опять же, делая в одном стихотворении то, что Гомеру потребовалось два, чтобы рассказать). Кроме того, она служит аллегорией опасностей времен ранней империи и служит моральным руководством для империи.
Что касается главных героев, их можно назвать как героями-близнецами, так и противоположными, так как их сходства отличаются. Оба участвовали в троянской войне, но были на противоборствующих сторонах. Одиссей возвращается домой, Эней направляется в новый дом. Обоих пытаются задержать, влюблённые в них женщины, но герои всё равно продолжают путь. Обоим помогают дочери Зевса/Юпитера. Одиссея поддерживает Афина, а Энея – Афродита (Венера, его мать). Интересно, что по легенде из-за ссоры этих богинь, включая Геру, началась война. И после войны, они помогают героям той стороны, которую поддерживали во время сражений.
Присутствует рассказ героя о своих злоключениях на пиру. Эней рассказывают у Дидоны о гибели Трои, а Одиссей рассказывает феакам о своём тяжёлом странствии, как потерял всех товарищей и в итоге попал на остров Калипсо.
Обоим героям мешают боги, Одиссею Посейдон из-за обиды сына, Энею Юнона, переживающая за Карфаген.
Также есть женщины, которые не хотят отпускать героев: Энея — Дидона, Одиссея — Калипсо, Цирцея.
Как я уже упоминала, присутствует сходства возвращения домой, однако, Эней и его воины ищут новый дом, чтобы создать великое государство, а Одиссей возвращается на родину. Важно, что в путешествии, обоих героев направляют боги. Особенно это интересно в Энеиде, как доказательство того, что высшая сила способствовала созданию Рима, поэтому величие – судьба этого государства.
Любопытно было наблюдать отсылке к Одиссее или же доказательство того, что действие происходит в одной вселенной. Как флот Энея увидел Полифема, ослеплённого Одиссеем, как Энею с товарищами пришлось обходить Сциллу и Харибду, они огибали Сциллу, погубившую некоторых
Показать больше