Фрагмент для ознакомления
2
Факторы, влияющие на развитие математического образования
С точки зрения Д.В. Валехова [1] современный человек, обладающий знанием математического языка и умением его правильно применять, способен легко и правильно ориентироваться в современном обществе и легко адаптироваться к любым изменениям.
В отечественной науке и практике накоплен значительный опыт в обучении математике [1,5,7]. Научно обоснованная дидактическая система начала создаваться в России в начале XX века благодаря отдельным педагогам-исследователям, «школам» и направлениям сенсорного воспитания. С 50-х годов разрабатывалась система формирования элементарных математических представлений, происходило определение содержания, методов и приемов работы с детьми. С 60-х годов ведутся психолого-педаго-гические исследования: изучаются закономерности становления представлений о числе, развития счетной и вычислительной деятельности, разрабатываются образовательные программы, дидактические материалы, пособия, игры. По мнению И.А. Галимова [4,5] математическое образование официально началось в России в 1701 году, когда Петр Великий основал Школу математических и навигационных наук. Математику в этой школе преподавал Л.Ф. Магницкий, первый профессиональный учитель математики и автор первого русского курса математики [10].
Первые гимназии были открыты по указу Екатерины Великой в Санкт-Петербурге при Петербургской академии наук, в Москве при Московском университете и в Казани. Позже, по указу Александра I, во всех главных городах российских губерний постепенно открывалось все больше гимназий. Однако общее понимание важности образования не распространялось в российском обществе до 1960-х годов, когда простые люди начали поступать в гимназии, профессиональные училища и университеты [4,12,14].
В начале xx века уровень преподавания математики был достаточно высоким. Учебники того времени являются образцами для последующих поколений. Примерно в это же время в России начала развиваться система внешкольного математического образования. В Московском университете был создан первый математический кружок. Появился журнал «Математическое образование» под редакцией профессора Б.К. Млодзеевского.
Следующим в истории математики является советский период. Развитие государственной школьной системы происходило до 1960 года. Но уровень преподавания несколько снизился, хотя он все еще был верен старым традициям, установленным великими учителями прошлого. Центров высшей математической культуры было всего несколько - Москва, Ленинград и некоторые областные центры. В 1930-е годы появляются новые формы внеурочной деятельности: математические кружки и олимпиады в университетах, а затем и на муниципальных кафедрах образования [15].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Валехов Д.Ф. Глобальные тенденции в современном образовании // Вектор науки ТГУ. 2019. № 4(7). С. 50-53.
2. Вольфсон, Б. Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса / Б. Вольфсон. - Ростов-н/Д/: Финист, 2000. - 161 с.
3. Галимов И.А., Дацун Н.Н., Уразаева Л.Ю. Особенности организации образовательного процесса в дистанционном обучении студентов в свете требований ФГОС // Технологии организации образовательного процесса в вузе. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та. 2018. С. 32-72.
4. Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. Взаимосвязи статистических показателей в отрасли "Информационные технологии" // Проблемы экономики. 2013. № 2. С. 45-46.
5. Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. О преподавании математики в свете реформы образования // Приволжский научный вестник. 2013. № 3(19). С. 89-94.
6. Дацун Н.Н., Уразаева Л.Ю. Использование массовых открытых онлайн-курсов в математической подготовке специалистов по программной инженерии // Интернет-журнал "Науковедение". 2018. № 7(2). С. 15. URL:http://naukovedenie.ru/PDF/48PVN215 .pdf (дата обращения: 27.05.2022).
7. Закирьянова Г.Т., Уразаева Л.Ю., Галимов И.А. Математическое моделирование закономерностей инновационных процессов // Естественные и технические науки. 2019. № 6. С. 425-426.
8. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия. Т. 1. История математики с древнейших времен до начала нового времени. М.: Изд-во АН СССР. 2000. 353 с.
9. Кремер Н.Ш. Высшая математика для экономистов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 479 с.
10. Липатникова, И.Г. Практикум по теории и методике обучения математике / И.Г. Липатникова. - Екатеринбург, 2009. - 174 с
11. Уразаева Л.Ю., Галимов И.А. Математическое обоснование некоторых закономерностей обучения // Альманах современной науки и образования. 2008. № 7. С. 215217.
12. Уразаева Л.Ю., Галимов И.А. О современных тенденциях развития информационных технологий на основе статистических данных бюллетеней РОСПАТЕНТА // Интернет-журнал "Науковедение". 2019. № 1(14). C. 61. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/61evn113.pdf (дата обращения: 27.05.2022).
13. Уразаева Л.Ю., Дацун Н.Н. Потребности рынка труда и особенности отношения студентов различных направлений подготовки к обучению // Проблемы экономики. 2013. № 3(55). С. 43-46.
14. Уразаева Л.Ю., Дацун Н.Н., Галимов И.А. Особенности математического образования в Китае // Приволжский научный вестник. 2020, № 4-2(44). С. 59-64.
15. Уразаева Л.Ю., Уразаева Н.Ю. О подготовке будущих преподавателей математики к тьюторской деятельности // Приволжский научный вестник. 2013. №6(22). С. 138-141.