Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Одной из самых распространенных мер воздействия на совершенное правонарушение в сфере налогов и сборов является административная ответственность. Вопрос о правовой природе и сущности административной ответственности как особого правового феномена не имеет однозначного понимания в юридической литературе. Ю.А. Крохина небезосновательно отмечает, что «административная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности» .
Административная ответственность, выступая разновидностью юридической ответственности, характеризуется наличием признаков последней.
В рамках исполнения контрольно-надзорных функций ФНС происходит применение мер государственного принуждения. Налоговый орган и его должностные лица для принятия властного решения должны наделяться необходимыми правомочиями по применению мер государственного принуждения. Государственное принуждение следует отграничивать от правового принуждения. Правовое принуждение в отличие от государственного принуждения устанавливается и реализуется не только государством, но и индивидуальными субъектами. Если применение мер принуждения является обязательным для государства, то меры правового принуждения применяются иными субъектами по усмотрению, выступая их правом, а не обязанностью.
Эссе состоит из двух глав отвечающих на основные вопросы исследования – это особенности понимания сути административной ответственности в налоговой сфере и сути проблемы выделения административной ответственности в налоговой сфере.
1. Особенности административной ответственности за нарушения налогового законодательства
Специфика административной ответственности определяется обширным кругом регулируемых административным правом общественных отношений. В науке административного права общепризнанным является определение административной ответственности как ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов РФ.
Введение в действие с 1 июля 2002 г. в действие КоАП РФ, призванный устранить существующие противоречия между огромным количеством отраслевых нормативных актов в области установления административной ответственности, кодифицировал последние. Но сделано это было, тем не менее, не в полном объеме. По-прежнему в отдельных федеральных законах находят отражение нормы, предусматривающие публично-правовую ответственность физических и юридических лиц, которая по своей природе идентичная административной ответственности, регламентированной КоАП РФ .
Так, например, Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) предусматривает ответственность за совершение налоговых правонарушений, Бюджетный кодекс (далее - БК РФ) - за нарушение бюджетного законодательства; Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - за нарушение антимонопольного законодательства. Основанием для применения ответственности, предусмотренной перечисленными законами, служит совершение физическими и юридическими лицами административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях .
Таким образом, с формальной точки зрения ответственность, предусмотренная упомянутыми ранее нормативными актами, не является административной в понимании, сложившимся в науке административного права и понимании, логично следующем из анализа положений КоАП РФ. Между тем, это вовсе не означает, что предусмотренная отдельными отраслевыми нормативными актами публично-правовая ответственность, по содержанию не является административной.
Содержание ответственности за налоговое правонарушение определялась и в судебных актах. Так, например, в п. 3 Обзора практики разрешения судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства, ВАС РФ указал, что «ответственность, предусмотренная статьей 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», по своей правовой природе сходна с административной ответственностью» .
Таким образом, административная ответственность по существу является публично-правовым видом ответственности, которая применяется не только за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов РФ. Она применяется и за совершение правонарушений, совершаемых в сфере властно-административной деятельности государства и органов местного самоуправления, и предусмотрена отраслевыми нормативными правовыми актами.
Следовательно, логичным видится говорить о существовании нескольких видов административной ответственности, выделяемых в зависимости от оснований применения и специфики применяемой административно-правовой санкции. Это означает, что предусмотренная КоАП РФ административная ответственность и законами субъектов РФ об административных правонарушениях, есть только один из видов административной ответственности .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 2009. 21 января.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в послед. ред.)// Российская газета. 1998. 6 августа.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в послед. ред.)//Российская газета. 2000. 10 августа, 31 декабря.
4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в послед. ред.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в послед. ред.)// Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1.
6. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 (в послед. ред.) «О налоговых органах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492.
7. Постановление Правительства РФ от 14 августа 2014 г. № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 34. Ст. 4665.
8. Постановление Правительства РФ от 19 августа 2013 г. № 717 «О критериях, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов»// Собрание законодательства РФ. 2013. № 34. Ст. 4447
9. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. № 84 (в ред. от 26 апреля 2014 г.) «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество»// Собрание законодательства РФ. 2010. № 10. Ст. 1078.
10. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (в послед. ред.) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Российская газета. 2004. 6 октября.
11. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (в послед. ред.) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля.
12. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 (в ред. от 8 декабря 2008 г.) «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 2004. 13 марта.
13. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены Правительством РФ 1 июля 2014 г.)// http://minfin.ru
14. Винницкий, Д.В. Налоговое право: учебник для СПО / Д.В. Винницкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2017. – 360 с.
15. Головина, В.В. Основные проблемы административной ответственности за нарушение налогового законодательства / В. В. Головина. // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 116-120. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/290/65819/ (дата обращения: 03.06.2022).
16. Международное налоговое право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Копина, А.В. Реут, Н.А. Соловьева, А.О. Якушев; отв. ред. А.А. Копина, А.В. Реут. – М: Издательство Юрайт, 2017. – 243 с.
17. Карташов, А.В. Налоговое право: учебник для СПО / А.В. Карташов, Е.Ю. Грачева; под ред. Е.Ю. Грачевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2017. – 231 с.
18. Крохина, Ю.А. Налоговое право : учебник для СПО / Ю.А. Крохина. – 8-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2017. – 428 с.
19. Килинкарова, Е.В. Налоговое право зарубежный стран: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Килинкарова. – М: Издательство Юрайт, 2017. – 354 с.
20. Тедеев, А.А. Налоговое право России: учебник для СПО / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2017. – 499 с.
21. Налоговое право. Общая часть в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.И. Кучеров [и др.]; под ред. И.И. Кучерова. – М: Издательство Юрайт, 2016. – 384 с.
22. Комментарий к налоговому кодексу РФ в 2 т.: научно-практическое пособие / Ю.Ф. Кваша [и др.] ; отв. ред. Ю.Ф. Кваша. – 12-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2014. – 1647 с.