Фрагмент для ознакомления
2
В фильме «О любви» мы видим, как дети рассказывают о своих представлениях об отношениях. Можно сказать, что во многом эти отношения формируются так, как ребёнок понимает взрослое взаимодействие. Дети видели, что взрослые (родители, соседи, герои фильмов) женятся, могут изменять супругу, дарят друг другу подарки, что есть специфические формы поведения у мужчин и женщин. Они стараются «обыграть» эти особенности в собственной жизни, играют в отношения, выбирают, с кем хотели бы быть вместе, могут выдвинуть какие-то критерии выбора партнёра. Дети пытаются разграничить понятия любви и дружбы.
С точки зрения психологии ребёнка, мы можем увидеть такую тенденцию: ребёнок ещё плохо ориентируется в социальных отношениях, поэтому в основном он заимствует внешние атрибуты, символизирующие для них отношения («муж должен зарабатывать деньги и принести продукты из магазина», «когда люди любят друг друга, они целуются, а когда просто дружат, то нет»). Это нормальная ситуация для детского возраста. Ребёнок учится взаимодействию, повторяя за взрослым, это нормальный путь развития, сначала он просто копирует действия, не понимая их смысла, потом начинает видеть причинно-следственные связи (если я делаю это, то произойдёт то), и на более высоком уровне, часто после разъяснения взрослого, начинают понимать социальный и эмоциональный посыл действий.
Вторит этой теме обучения через подражание линия фильма об обучении детей инвалидов. Здесь совершенно аналогично мы видим, что отношение взрослых определяет самооценку ребёнка и отношение к нему других. Если ребёнок воспитывается так, что его подталкивают к самостоятельности, дают заботиться о себе, если вокруг нет атмосферы испуга, жалости и гиперзаботы, то ребёнок не ощущает так остро своих особенностей, и может вполне позитивно воспринимать реальность и самого себя. Мы видим пример бабушки, которая воспитывает девочку-инвалида, но не акцентирует этой особенности, стоя на позиции, что ребёнок сможет нормально вырасти, закончить обучение не хуже других, работать и обеспечивать себя.
Это отношение определяет самооценку девочки, она тоже верит, что сможет справиться со всеми сложностями, она спокойно подходит к обучению, её не пугают бытовые проблемы.
В школе педагог удивляется, что дети, казалось бы, должны реагировать на ребёнка-инвалида как на диковинку, и вести себя некорректно, но они воспринимают одноклассницу вполне нормально.
Эти особенности поведения дают нам понять, что у маленького ребёнка как такового нет негативного отношения к инвалиду. Сознание «с ним что-то не так» формирует у детей взрослый, обычно значимый взрослый, это родитель или учитель. Если он пугается, растерян, реагирует злостью и неприятием, то это поведение копируют дети и тоже не принимают особенного ребёнка в свой коллектив.
Показать больше