Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях наиболее развиваемой стороной игры является её материальная часть, сами же игровые действия и задача по формированию у детей игры, как полноценного вида действия, не получают должного внимания.
Воспитателям и педагогам необходимо не только иметь навыки игры с воспитанника дошкольного возраста, но и понимать её суть и то, как её видят, воспринимают и развивают дети. Ведь игровой процесс является той призмой, что позволяет направить и сфокусировать внимание ребёнка, благодаря чему в детстве и осуществляется воспитание, обучение и развитие. Данный факт неоднократно упоминается многими педагогами, психологами и авторами образовательных программ.
В настоящее время, перед дошкольным образованием существует множество вызовов, которые оказывают прямое или опосредованное влияние на ход образовательного процесса. Одной из областей, которая претерпевает значительное изменение последние десятилетия, является сюжетно-ролевая игра. Проводимый анализ педагогической практики в ДОУ показал, что существуют значительные затруднения в организации данной разновидности игры у дошкольников. Проведенный нами анализ научных исследований и методической литературы, позволил нам выявить наиболее отличительные признаки обеднения сюжетно-ролевой игры. Масштабность и системность отличительных признаков, позволяет говорить о наличии системного кризиса сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовании России.
К примеру, Шарапова С.А. исследуя игровую позицию воспитателя, как условие развития сюжетно-ролевой игры, отмечает, что в современном детском саду, чаще всего уделяется внимание материальному оснащению, а не развитию непосредственно игровых действий. Под игровой позиции она понимает систему устойчивых отношений воспитателя к ребятам, проявляющееся одновременно в игровой роли, социальной функции и личной позиции, что включает в себя такие процессы эмпатию, творчество, и персональный игровой опыт с багажом практических умений и приемов организации игры .
Другое исследование Вертоуховой Ю.А. отмечает «регрессию игры», которая характеризуется смещением приоритетов образования на интеллектуализацию детей и четкую организацию их режима .
Цель исследования заключается в рассмотрении сюжетно-ролевых игр в образовании и воспитании современных дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры в образовании и воспитании современных дошкольников
В отечественной психологии и педагогике сюжетно-ролевая игра является тем видом деятельности, который имеет наибольшее значение на протяжении всего детства ребёнка: в ней он постепенно социализируется, начинает лучше понимать и различать социальные роли, получает первичные навыками кооперации и общения с людьми, не входящими в состав его семьи (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер).
В дошкольном возрасте формируется и развивается внутренняя психическая деятельность и внутренняя осознанность поведения, именно поэтому период с 3 до 7 лет считается одним из важнейших в становлении личности. Благодаря осознанности ребёнок начинает действовать в общих представлениях, она влияет на его воображение, произвольное поведение, на взаимодействие с окружающими людьми и миром. На этом этапе не беседы и лекции в большей степени формируют навыки и знания индивида, а игра.
Сюжетно-ролевая игра – это тот процесс, во время которого дети копируют поведенческие шаблоны и модели взрослых, в условных, созданных их воображении, обстоятельствах они воспроизводят их деятельность и взаимодействия. Через игру ими познаётся «взрослый» мир.
Данный вид деятельности формируется на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего и продолжает развиваться до конца дошкольного возраста.
Дети сами распределяют между собой роли, сами определяют свою деятельность и задачи. Это положительно сказывается на их личностном и творческом росте.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Верхотурова Ю.А. Регрессия игры в дошкольный период детства // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2019. №2. С.243.
2. Малкова Е.В. Сюжетно-ролевые игры в жизни современного дошкольника // Проблемы науки. 2020. №2 (50). С.71.
3. Шарапова С.А. Основные направления развития и обогащения сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста под влиянием игровой позиции воспитателя // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2018. №9. С.183.
4. Stenger U. Ästhetische Lernkulturen in der frühen Kindheit. Räume zur Konstitution des Menschlichen. In: Pädagogischen Rundschau. Schwerpunkt: „Ästhetische Bildung — Lernkulturen in neuer Sicht", 2020, 69, Р. 487-502.