Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время в отечественном образовании происходит дальнейшее развитие образовательной среды для детей дошкольного возраста. Государство гарантирует доступность воспитания и образования этой категории будущих граждан, начиная с их младенчества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит, что "...педагогический коллектив, реализующий образовательную программу, должен обладать базовыми компетенциями, необходимыми для создания условий для развития детей..." (п. 3.4. 2. ФГОС ДО), которые предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил в различных ситуациях, а также построение вариативного образования и эффективное взаимодействие воспитателя с родителями детей. При этом трудовые действия воспитателя регламентируются профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель)". Справедливо отмечена специфика создания для этого психолого-педагогической среды, влияющей на учащихся данной возрастной группы. На практике воспитание, развитие и образование маленьких детей тесно связаны с деятельностью по надзору и уходу. В соответствии с этим обсуждается вопрос о требованиях к деятельности педагога. Известно, что действующий профессиональный стандарт недостаточно учитывает требования к преподавательскому составу, младшим возрастным группам. Итак, в п. 3.2.1 отмечается, что дошкольное образовательное учреждение выполняет такие трудовые действия, как "Организация деятельности, осуществляемой в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игры (ролевые, режиссерские, с правилом), продуктивные; проектирование, создание широких возможностей для развития свободной игры детей, включая предоставление игрового времени и пространства...". Эта практика отходит от психолого-педагогических задач дошкольной деятельности. Это правда, что игровая деятельность в раннем возрасте не является ведущим видом деятельности. Поэтому, создавая условия для игровой деятельности в младших возрастных группах, существует риск построения образовательного процесса без учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. На наш взгляд, этому обстоятельству следует уделить должное внимание.
Исследовательский вопрос: Ресурс STEAM-проектов можно рассматривать как направление для развивающей работы по формированию у воспитателей детей раннего возраста вышеуказанных качеств коммуникации и компетенций взаимодействия.
Цель исследования – изучить и проанализировать ресурс STEAM-проектов как средство развития коммуникативных способностей педагогов ДОУ на примере МБДОУ ДС Солнышко г. Муравленко, ЯНАО.
Задачи исследования:
1) изучить коммуникативные способности педагогов дошкольных образовательных учреждений как условие эффективной реализации STEAM-образования;
2) проанализировать развитие коммуникативных способностей педагогов МБДОУ «ДС «Солнышко» г. Муравленко, участвующих в реализации STEАM-проектов.
Объект исследования – педагоги МБДОУ «ДС «Солнышко» г. Муравленко, участвующих в реализации STEАM-проектов.
Предмет исследования – коммуникативные способности педагогов дошкольных образовательных учреждений
Методы исследования: изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1 Коммуникативные способности педагогов дошкольных образовательных учреждений как условие эффективной реализации STEAM-образования
Профессия педагога дошкольных образовательных учреждений - одна из очень сложных профессий. Накопленная веками педагогическая теория, содержащая положения и идеи о том, как должно осуществляться образование, часто не дает конкретных ответов на вопросы повседневной практики. Поэтому будущий педагог дошкольных образовательных учреждений должен научиться самостоятельно находить решения в различных педагогических ситуациях и формировать профессиональную компетентность . Характер коммуникативной направленности педагога в определенной степени определяет его профессиональную пригодность и компетентность, общий стиль и уровень, на котором осуществляется педагогическое общение, результаты общения, которые понимаются как степень достижения поставленных целей. Многочисленные исследователи проблем профессиональной педагогической работы отдают приоритет ее коммуникативной составляющей, а эффективность педагогического общения во взаимоотношениях связана с определенными характеристиками, мотивами, позициями и направленностью личности педагога. В процессе преподавания и научных исследований преподаватель передает имеющиеся у него знания учащимся, организует учебную и исследовательскую деятельность учащихся. Эта формализованная, унифицированная часть профессиональной работы осуществляется на фоне и в пространстве эмоционально–ценных переживаний и отношений педагога. Именно они формируют у учащихся соответствующее отношение к фактам действительности, отношение к миру, к другим людям, к самому себе, формируют системы ценностей и личностные смыслы учащихся, делают (или не делают) процесс познания личностно значимым .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бектуров Т.М., Коммуникативная способность педагога как профессионально значимый феномен /Т.М.Бектуров, Г.А. Назарматова, С.Э.Иманкулова //Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 12. С. 437-441.
2. Белкина В. П. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога как фактор эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 5. - С. 163 – 169
3. Белолуцкая А. К., Веракса А. Н. Качество дошкольного образования и уровень развития детей // Вопросы психологии. - 2018. - № 2. - С. 153 – 163.
4. Белолуцкая А. К., Леван Т. Н., Холодова О. Л. Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования // Современное дошкольное образование. - 2018. - № 4 (86). - С. 4 – 17
5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – М.: Издательский центр «Академия», 2011
6. Назаров В. И. Предпосылки развития компетентности взаимодействия воспитателей с воспитанниками в условиях дошкольных образовательных организаций / В. И. Назаров, Н. В. Моторина // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2021. – № 47(66). – С. 136-146
7. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг/ Л.А. Петровская. – М.: Издательство МГУ, 2010
8. Прищепа, Т. А. Развитие готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 13.00.08 /Т. А. Прищепа - Томск, 2010. - 21 с
9. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика / Т. О. Арчакова [и др.] // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 6. - C. 68 – 76
10. STEAMS практики в образовании Сборник лучших STEAMS практик в образовании Часть 1. STEAMS практики в дошкольном образовании: [Сборник]/ сост. Е.К. Зенов, О.В. Зенкова. ГАОУ ВО МГПУ, – Москва: Издательство «Перо» , 2021. – 84 с.