Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы дошкольного образования в поликультурном мире 5
1.1.Понятие и сущность поликультурного образования 5
1.2.Особенности и основные проблемы поликультурного образования дошкольников в России 6
Глава 2. Исследование проблем поликультурного взаимодействия и образования в семьях с детьми дошкольного возраста в ЯНАО 8
2.1. Особенности региональных программ культурного разнообразия дошкольного образования в ЯНАО 8
2.2. Проблем семей с детьми старшего дошкольного возраста по части поликультурного воспитания в ЯНАО 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Значимость работы обусловлена тем, что обучение старших дошкольни-ков культурным особенностям и многообразию культур России и своего родного края дает им в будущем возможность существовать в поликультурном мире и сохранять связи с родным языком, а также многонациональными особенностями региона. Такое обучение формирует то-лерантное и дружественное отношение у детей с раннего возраста и дает им базу для формиро-вание поликультурных компетенций, которые в дальнейшем помогут им жить, работать и учиться не только в России, но и за рубежом.
Характерной чертой воспитательного процесса в дошкольные образовательные учре-ждения (ДОО) России выступает подготовка ребенка к будущей жизни в поликультурной сре-де. Подобные аспекты детского воспитания отражены в законах и нормативных документах Российской Федерации. В таком отношении опыт педагога связан с данным аспектом, в части понимания национальных и поведенческих особенностей дошкольником разных народов; умение педагога организовать общение разных культур и выстроить между ними диалог и ко-операцию; особые умения и учет психологических предпосылок дошкольников разных куль-тур и их поведения в обществе; умение обеспечить поликультурную направленность образова-тельного процесса, а также решать различные конфликты на межнациональной почве. Работа, направленная на освоение особенностей разных народов и национальностей в дошкольном учреждении должна проходить по основным направлениям:
1. участие в национальные и общегосударственные праздники, знакомство детей с их возникновением и особенностями;
2. изучение литературы и сказок национальных поэтов и писателей; народные подвиж-ные игры, прикладное искусство и творчество национальной направленности;
3. кооперация посредствам конкурсов, соревнований, игр;
4. работа с семьей по части организации вечеров национальной самоидентификации, а также обсуждение с родителями детей значимости работы с поликультурными особенностями ребенка, если он растет в семье с родителями из разных культур.
А. Н. Джуринский считает, что поликультурное воспитание дает возможность коопери-роваться детям из разных культур, воспитывать чувства взаимопонимания и поддержки; вы-ступает против дискриминации, национализма, расизма. В данном случае культурное объеди-нение выступает в качестве ориентира ценностей, кооперация разных культур в современном мире , где важна культурная среда, и адаптация к другим культурным особенностям [3].
Одной из проблем, которая сегодня беспокоит ученых и языковедов всего мира, высту-пает проблема сохранения языков малочисленных народов. В реальное время в мире существу-ет более 6000 языков, на которых до сих пор говорят люди. Только 10% из них доживут до конца следующего века. Каждый год исчезают десятки языков. Исчезают целые языковые ми-ры, теряется культурное разнообразие человечества, созданное его коллективным разумом [10,11].
Поликультурное воспитания детей в последние годы в педагогической науке заметно увеличился, особенно это актуально в России, где имеет множество национальных регионов со своими особенностями. В этом случае уже растут требования к некоторым личностным каче-ствам, как умение объединяться, складывать усилия, быть толерантным и дружественным к другим народам, проживающим рядом с тобой. Данный базис, заложенный в детстве не позво-ляет ребенку в подростковом возрасте или взрослой жизни поддаться пагубному влиянию националистических идей и дает возможность для дальнейшего существования в многонацио-нальном современном обществе.
Исследовательский вопрос: каковы основные направления и проблемы полиэтниче-ского и культурного воспитания дошкольников старшего школьного возраста в национальных республиках России
Цель исследования: провести исследование главных проблем семей с воспитанниками старшего дошкольного возраста в поликультурные социальные взаимодействия Ямало-ненецкого автономного округа (ЯНАО).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахича Э.Э. Проблемы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации регионального компонента / Э. Э. Бахича // Гуманитарные науки (г.Ялта). – 2018. – № 1(41). – С. 75-79.
2. Газизова Ф.С. Поликультурное образование дошкольников в условиях ДОО / Ф.С. Газизова, А.С. Зиганшина // Аллея науки. - 2020. - Т. 2. - № 1 (40). - С. 696-700.
3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы разви-тия // Педагогика. – 2002. – №10. – С. 96.
4. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Специфика обучения и воспитания учащихся в усло-виях полиэтнической образовательной среды/ Зайцева Е.А., Нуждин А.В. // Самарский науч-ный вестник. -2016. -№ 2 (15). – С:154-161.
5. Замуруева Н.А. Поликультурное образование: понятие, цели и задачи / Н.А. За-муруева // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2019. - № 10. - С. 256-257
6. Комаров В.П. Воспитание толерантности у студентов университета // Вестник ОГУ. – 2003. – №4. – С. 112-118.
7. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. – М., 2003. – 400 c.
8. Терехина А.Н. Дошкольное образование для детей кочевников (на примере Яма-ло-Ненецкого автономного округа)// История и педагогика естествознания – 2014. - № 4. – С:49-52.
9. Филатова Л.В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в совре-менных условиях развития общества// / Л. В. Филатова // Воспитание и обучение детей млад-шего возраста. – 2015. – № 3-4. – С. 37.
10. Nikolaeva. L, Popova L., Maximova E., Andreeva L.Ethnocultural education of preschool children in the North-Eastern region of Russia: problems and ways of improving//Turkish Journal of Computer and Mathematics Education – 2021. – Vol. 10. – p. 2231 -2243.
11. Donna N.Perkins, Carlyn J.Mebert. Efficacy of multicultural education for preschool children//Journal of cross-cultural psychology- 2005. -Vol. 36. - 497-512.
12. Slamet S., Agustiningrum A., Soelistijanto R., Dwi Asih Kumala Handayani, The Ur-gency of Multicultural Education for Children// Universal Journal of Educational Research - 2021. - P. 60-66/