Фрагмент для ознакомления
2
«Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз». (Р. Бредберри)
Искусство, на мой взгляд, - это то, что требует смелости души. Об этом говорит и фраза Рэя Бредберри: ведь каждый раз, для преодоления себя, важно «прыгнуть со скалы», сделать над собой какое-то усилие, поверить в себя и, уже в полете, начать отращивать крылья. Нет смысла стоять у скалы и созерцать вниз, если есть возможность полететь.
Смелость в искусстве проявляется по-разному. Для меня смелый хореограф, к примеру – это Морис Бежар. Попробую провести аналогии со смелостью «прыгать со скалы» с его творчеством. Так, можно выделить следующие особенности почерка французского хореографа Бежара:
1) «смелое» или вольное обращение с музыкой»;
2) дар композиции, при помощи которого хореографу удалось формировать масштабные творения редкой красоты;
3) явное обращение к современности;
4) модернизация и демократизация в балете;
5) масштабность и широта творчества работ Бежара. Хореограф любил рассматривать глобальные темы;
6) яркая театральность. Автор гениальных постановок являлся не только хореографом, но и режиссером, который остро чувствовал время и его требования;
7) хореограф находился в поиске сложного спектакля, где комбинируются речь и пение, пантомима и драма с хореографией.
Для меня авторство предполагает проявление творчества. Так и Бежар прекрасно понимал сущность языка классического балета и применял его по-своему. Он полагал, что классический танец находится в постоянном становлении и словарь танца постоянно обновляется при помощи развития техники и смелого применения возможностей тела человека. Будущее классического танца представляется ему бесконечным, поскольку классический танец – это лучший фундамент для проведения любого опыта и эмпирического события, вне зависимости от того, по какому пути идет театр балета.
Важно не только быть требовательным к себе. Важно проявлять эту требовательность и к другим. Так, Бежар также рассматривал и принимал во внимание фольклорные традиции, он требовал от артиста обязательного проявления в своих выступлениях творчества, силы, ловкости, физической формы, развития способностей актера, способности тонко и точно понимать стиль. Для этого важно понимание не только балета, но и музыки, скульптуры и живописи.
Настоящий автор, творец в искусстве позволяет выходить себе за границы принятого. Такой человек многогранен, понимает в различных сферах. Так, Бежар был не только хореографом, но и философом и режиссером. Он претворил в жизнь многие идеи, которые, в том числе, были продемонстрированы в СССР и дал импульс к тому, чтобы балет нашей страны обновлялся. Советские хореографы, например, благодаря Морису Бежару ощутили дух свободного творчества и пути проявления свободы в хореографии, музыкальный материал стал рассматриваться ими смелее. Это относилось как к балетной музыке, так и к партитурам балетов.
Что означает фраза «каждый раз прыгать со скалы» во фразе Р. Бредбэрри? Думаю, что она говорит о том, что важно совершать усилия для каких-то новых свершений, подвигов. Невозможно жить по прежнему и получать другой результат. Так и в искусстве – невозможно из года в год творить, основываясь только на чем-то одном. Многие известные хореографы, педагоги, балетмейстеры знают, как важно (особенно со временем) совершать усилия над собой, чтобы развиваться.
Вопрос саморазвития актуален и для педагогической деятельности. Сегодня в системе образования мы наблюдаем ситуацию, когда педагог вынужден перейти от адаптивной формы активности, которая ориентирована на настоящее, к форме активности креативного характера, ориентированной на то, что может произойти в будущем.
Саморазвитие является научной категорией и квинт-эссенцией ряда концепций о человеке. В широком смысле, это явление предполагает субъектную жизненную позицию личности, показатель и условие социальной зрелости, стремление к самостоятельному изменению себя и своей жизни.
На сегодняшний день роль саморазвития в жизни человека подвергнута критическому анализу. Ряд исследователей (В. Г. Маралов, Б. Н. Мастеров, Ю. В. Мокерова, Е.Б. Фанталова и С. В. Яремчук) обнаружили конфликтогенный потенциал саморазвития. Дело в том, что социальные нормы и требования весьма противоречивы - одновременно пропагандируют ценность саморазвития и диктуют ракурс личностных преобразований. Ситуация эта априори парадоксальная: саморазвитие в российских реалиях вынужденно протекает в условиях регламентации желательных изменений, а задавая цель развития извне субъектная позиция человека утрачивается. К тому же, выбор без выбора способствует формированию внутри-личностных конфликтов. Таким образом, реализация путей саморазвития приобретает амбивалентные характеристики .
Особое внимание учёные уделяют раскрытию психологических закономерностей стремления к совершенству учащейся молодёжи. Во многом данный интерес обусловлен возрастными закономерностями юношества. Психологическими особенностями этой стадии человеческой жизни являются:
1) развитие устойчивого самосознания,
2) переход к самостоятельности,
3) поиск своего места в социальной общности,
4) начало практической реализации,
5) формирование мировоззрения и становления человека как субъекта собственного развития .
Тем не менее, мое мнение состоит в том, что саморазвитие - многомерный процесс, сопряженный с конфронтацией субъекта и внешнего мира, включающий две противоположные тенденции - возможность, как гармоничного самосовершенствования и фатального нервно-психического перенапряжения. Успешное преодоление альтернативы возможно в благоприятной обстановке, позволяющей адекватно и рационально перестроить систему потребностей личности, а именно - при условии осознания человеком внутреннего опыта и принятия его. Так, в качестве основы саморазвития В. Г. Маралов выделяет самопринятие .
Показать больше