Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Особенность общения в музыкальном коллективе связана с самой природой деятельности в творчестве. Решение творческой проблемы связано с конфликтом идей, с внутренним полемикой и спором, который непосредственен.
Творчество существует там, где присутствует критическое общение.
Процессу творческой коммуникации в малой группе характерны некоторые особенности, которые отличаются от коммуникации на уровне больших творческих групп. Творческие контакты между членами малых групп характеризуются больше повседневностью, регулярностью. В малых творческих группах это связано с реализацией общей программы творчества. Так как процесс выполнения творческой программы реализуется не по определенному алгоритму, а в обстоятельствах творческого поиска, то для любой из стадий ее разработки свойственны неформализуемые контакты между участниками группы.
В творческом поиске, работая над частью своей программы, каждый участник в группе сталкивается с определенными проблемными ситуациями, для решения которых просто интуиции часто недостаточно.
Поэтому так важно знать принципы и особенность общения в творческих коллективах.
В данной работе будут рассмотрены особенности управления малым коллективом (музыкальным ансамблем).
1 Основные характеристики малых групп
Р. Мертон (1968) определил основные черты социальных групп. Для начала рассмотрим, как определяет Мертон группу. Последняя представляет у него совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к группе и считаются ее членами, если рассматривать точку зрения других людей .
Основные черты групп:
1) Конкретный тип взаимодействия между членами группы (братство, клуб, организации женщин и пр.);
2) Чувство принадлежности у членов группы к данной общности;
3) Идентичность, если рассматривать точку зрения посторонних. Если мы говорим про групповую идентичность, то она является устойчивой. Например, если мы встретим человека и узнаем, что он является членом секты, то мы предположим, что именно группа оказывает на него воздействие. Мы будем полагать, что именно группа определяет действия данного человека.
Выделяют следующие виды социальных групп:
1) Первичные;
2) Вторичные.
Рассмотрим первичные группы. Такие группы включают в себя небольшое количество людей, между которыми установлены определенные взаимоотношения, которые на базируются на индивидуальных особенностях. Такие группы, как правило, невелики – потому, что в больших группах сложно установить непосредственные, личные отношения между всеми членами.
2 Музыкальный коллектив как группа. Виды творческих коллективов. Повышение творческой продуктивности
Сам термин «коллектив» берет свое начало от латинского «collectivus» и представляет собой относительно небольшую социальную группу, которая интегрирует людей, которые заняты решением определенной задачи в обществе. Коллективы можно дифференцировать на трудовые, военные, спортивные, ученические и пр.
Как создаются коллективы. Первопричиной формирования направленности на ведущую роль коллектива была неверное понимание постоянной нацеленности общества к сотрудничеству и различным формам интеграций. Такая устремленность была всегда. Но общим у тенденций к интеграции и собственно коллективностью было только внешнее проявление - форма. Коллектив представляет собой понятие, которое было заимствованно и развито марксизмом из философии социальных утопистов и суть здесь не в термине, а в той идее, которая заложена в нем. Еще у Т. Кампанеллы (1568 - 1639гг.) в утопии «Город солнца» мы находим расшифровку этого термина «collectivus» - собирательный.
Но и община, и группа, и команда и другие объединения интегрируют людей. Творческий коллектив – это также группа. Творческим называется коллектив, в котором происходит выработка новых решений. Такой коллектив восприимчив к новым идеям, у него есть свобода выбора и изменения направлений исследований, есть стимулы для проявления творчества. Часто отмечают терпимость в творческих коллективах к странным, «лишним» людям, не подчиняющимся организационным нормам. Это чаще всего работник, предпочитающий одиночество и плохо работающий в коллективе, как, например, интроверт. Его «отстраненность» от коллектива не должна удивлять, поскольку он продуцирует идеи, несущие подчас вызов представлениям, принятым у коллег, и тем более не должно приводить к его изоляции в коллективе, так как это затруднит использование многих его ценных идей. Классификация творческих коллективов в области искусства, предложенная нами, опирается на выделенные В.И. Смирновым основания . Творческие коллективы можно разделять:
1. По содержанию объединяющей их деятельности:
– учебные творческие коллективы – коллективы, в которых творческая деятельность является содержанием учебной деятельности (творческий коллектив музыкальной, хореографической, театральной школы и др.);
– клубные (кружковые) творческие коллективы – коллективы, в которых творческая деятельность является содержанием внеучебной деятельности (клуб, кружок, студия и т.д.);
– профессиональные творческие коллективы – коллективы, членов которых объединяет совместная трудовая профессиональная творческая деятельность (творческие коллективы, входящие в состав филармоний, театров, дворцов культуры и т.д.).
2. По внешне заданной функции:
– воспитательные творческие коллективы – коллективы, целью которых является реализация воспитательных (образовательных) задач (учебные и клубные творческие коллективы);
– просветительские творческие коллективы – коллективы, целью которых является просвещение людей и пропаганда классической и современной культуры.
3. По степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений: – первичные творческие коллективы – коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение (класс, группа, кружок и др.);
– вторичные творческие коллективы – коллективы, более сложные по составу и состоящие из ряда первичных (школьный хор, состоящий из учеников разных классов; оркестр, состоящий из отдельных групп инструментов и др.).
3 Музыкальный ансамбль: понятие, функции
Если брать за основу игру на фортепиано, то уже с самого начала пианисты сталкиваются с игрой в ансамбле. Делается это с целью привлечения и поддержания интереса у ребенка к инструменту. Донотный период тесно переплетается с ансамблевым музицированием, прежде всего, в дуэте «педагог-ученик» .
Яркий, наполненный мелодическими и гармоническими красками стиль исполнения становится интересным и эмоциональным для ученика. Конечно, дуэт «учитель-ученик» - это пока не полноценное партнерство, поскольку в данном диалоге предполагается, что кто-то авторитарнее. Следовательно, ученику предпочтительнее, особенно на ранних этапах обучения, играть в ансамбле с педагогом, поскольку так обучаемый ощущает себя частью музицирования и создания нового произведения. Но, в любом случае, чаще всего эта ситуация «ведомости», когда большую часть ответственности за произведение и музицирование несет, все-таки, преподаватель. Ученик находится в конкретных метроритмических границах, опирается на мнение и знания более сильного исполнителя. Если случилось так, что ученик что-то забыл, ошибся и пр., то в этом случае всегда выручает педагог. Но постепенно, урок за уроком, ученик накапливает знания, навыки. И вскоре ему уже доступны сложные произведения, когда возможно играть в ансамбле. Этот путь – интересен и сложен, но он оправдывает средства к его достижению.
Ансамблевые произведения, если говорить про младший и средний возраст, написаны для четырехручного дуэта. Последний представляет собой специфический род ансамбля, при котором два исполнителя музицируют за одним инструментом.
Почему именно ансамбль имеет такое важное значение в музицировании? Прежде всего, потому, что игра с учителем в паре постепенно трансформируется и заменяется игрой в ансамбле с равным партнером. Значит, это рост личности самого ученика. Поскольку равноправный дуэт требует от всех участников в паре внимательности, концентрации внимания, принятия ответственности за любые действия, умение слушать себя и другого. Критериями выбора партнера являются разные параметры. Важен возраст и подготовка (важно, чтобы в дуэте были партнеры одного возраста и одного уровня подготовки, по возможности). В такой ситуации создается ситуация неформальной конкуренции, которая инициирует играть партнеров ответственно и внимательно.
Чем ближе партнер по игре (партнер по группе/классу, например), тем больше исполнители будут думать друг о друге, решать различные проблемы, которые возникают в исполнении, будут больше слушать и слышать друг друга. Соответственно, и понимать. Будут учиться вовремя подавать реплики и уступать. Выступая в дуэте, его участникам важно не только одновременно начинать, но и одновременно заканчивать, «снимать» звук. Если будут звучать «рваные» аккорды, где одни звуки длине или короче других, это будет изменять время паузы и производить самое неприятное впечатление на слушателя.
Пауза – это то, что добавляет выразительности произведению. Недооценка паузы – часто встречающийся элемент работы с учащимися.
В игре важно стремиться и к равновесию в звучании, которое достигается не только в конкретных аккордах. Равновесие может быть в параллельно проходящих голосах. Поэтому еще до начала игры участникам важно договориться о методах и технике игры, у всех участников должна быть общая цель и поставлены общие задачи.
Игра в ансамбле формирует базу для воспитания слухового внимания, совершенствует дисциплину в плане ритма, развивает гармоничный слух, инициирует развитие настоящего чувства ритма.
Игра в ансамбле представляет собой необходимую и важную школу самообучения и самовоспитания. Ученики постепенно развивают чувство взаимного уважения, такта, партнерства. В ансамблевой игре ученик гармонично развивает свою личность – ее творческую составляющую, этическую.
Показать больше