Фрагмент для ознакомления
2
В греческой мифологии Прометей — титан, бог огня и верховный обманщик. Ему приписывают создание человечества из глины и бросив вызов богам, похитив огонь и отдав его человечеству. За этот проступок Зевс приговорил его к вечным мукам.
Прометей представляет собой человеческое стремление - особенно поиск знаний - и риск перехитрить или запустить события с неожиданными последствиями. Для романтиков он олицетворял одинокого гения, чья борьба за помощь человечеству закончилась трагедией.
Бунтарские качества Прометея привлекали писателей эпохи романтизма, для которых он воплощал абсолютно разные качества в «Потерянном рае» Мильтона. «Этот период породил множество известных интерпретаций, в том числе поэму Гёте «Прометей» (1772–174), где фигура вызывающе обращается к Богу и «Прометей на свободе» (1820 г.), четырехактная драма Перси Биши Шелли, которая переписывает Эсхила и позволяет Прометею одержать победу над Зевсом» . «Прометей» поэта лорда Байрона (1816) также изображает героя нераскаявшимся.
Многозначность мифа придавала ему особую привлекательность для авторов и художников, стремившихся провести параллели между различными аренами борьбы за свободу и равноправие, прежде всего за всеобщее избирательное право. Тем не менее, поиски мифических героев, которых можно было бы насильно вовлечь в дело аболиционистов, оказались разочаровывающими: эксперименты проводились на нескольких древнегреческих фигурах — например, на Атласе, Полифеме и Телефе — с этой целью. После первых французских и английских переводов трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». В1770-х годах именно закованный в цепи, Прометей стал наиболее многообещающим прототипом рабов, которых аболиционисты надеялись освободить. Но непокорный Прометей из греческой пьесы нуждался в серьезной корректировке, чтобы сделать его приемлемым для господствующего общества.
Прометей был одним из титанов, которые в какой-то момент были отправлены в Тартар разгневанным Зевсом, который не принял борьбу титанов против него в знаменитой битве титанов - Титаномахии. По общему мнению, он превратился в мастера-ремесленника, и, в связи с этим его ассоциировали с огнем и созданием смертных.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Казакова И. Б. Миф о Прометее в интерпретации П.Б. Шелли / И. Б. Казакова // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. - № 1. – С. 83-86.
2. Качерукова М. А. Образ Прометея в литературе XX века / М. А. Качерукова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. - № 5. – C. 5-8.
3. Лосев А.Ф. Античная культура и современная наука / А. Ф. Лосев. - М.,1985. – 344 с.
4. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев.- 2-е изд., испр.- М.: Искусство, 1995.- 320 с.
5. Носов Н. О. «Пространство» мифа и «время» драмы в трагедии Эсхила «Прометей прикованный» / Н. О. Носов // Вестник тверского государственного университета. серия: филология. – 2010. - № 1. – С. 142 – 152.
6. Шелли П.Б. Избранные произведения: Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды / П. Б. Шелли. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. - 800 с.
7. Шимельфениг О. В. Освобождение Прометея: онтологические аспекты мифа о совершенном человеке / О. В. Шимельфениг// Общество: философия, история, культура. – 2022. - № 3. – С. 78 – 87.