Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Специфика «критической философии» и этики И. Канта 5
1.1 Метафизика И. Канта 5
1.2 Этическая теория И. Канта 9
1.3 Соотношение свободы и демократии в философии И. Канта 11
2 Общая характеристика социально-философских воззрений И. Канта 14
2.1 Представление И. Канта об обществе 14
2.2 Представление И. Канта о роли культуры в жизни общества 15
2.3 Влияние социально-философских воззрений И. Канта на дальнейшее развитие «философии жизни» 16
Заключение 21
Список литературы 22
Фрагмент для ознакомления
2
Метафизика представляет собой учение философии о сверхчувственном начале и особенностях бытия или какого-либо конкретного вида бытия. Метафизика, как правило, делилась изначально на теорию о самом сущем (онтология), о сущности мира (космология), о человеке (философская антропология) и о Боге (теология).
Философы дифференцировали спекулятивную метафизику, стремящуюся аргументировать и выводить общую реальность, исходя из высшего всеобщего принципа, и индуктивную метафизику, пытающуюся сформировать общую картину мира при помощи общего обозрения всех частных наук .
В классической немецкой философии XVIII-XIX вв. наблюдалось переосмысление прежней концепции метафизики. Огромная роль в этом принадлежала «критической философии» Иммануила Канта (1724-804). Естественнонаучные и философские исследования убедили Канта в том, что традиционное метафизическое мышление, которое он называл «догматизмом», является неудовлетворительным. И. Кант был разочарован в догматических концепциях как рационализма (Р.Декарт, Г.В.Лейбниц, Х.Вольф и др.), так и эмпиризма (Дж.Локк, К.А.Гельвеций, П.А.Гольбах и др.).
В философии критика представителя немецкой классической И. Канта
человеческих познавательных способностей получила широкое толкование, но его социально-философские взгляды не так широко изучены. На наш взгляд, идеи Канта о телеологии важны для интерпретации проблем общественного развития. В то время как Кантовская «Критика чистого разума» стала поворотным моментом в области эпистемологии, онтологии, диалектики, а «Критика практического разума» стала поворотным моментом в этике, «Критика способности суждения» открыла новые направления не только для эстетики, но и для социальных наук
Целью данной работы является рассмотрение социально-философских воззрений И. Канта.
Задачи:
- рассмотреть метафизику И. Канта;
- изучить этическую теорию И. Канта;
- описать вопрос соотношения свободы и демократии в философии И. Канта;
- изучить представления И. Канта об обществе;
- проанализировать представление И. Канта о роли культуры в жизни общества;
- рассмотреть влияние социально-философских воззрений И. Канта на дальнейшее развитие «философии жизни».
1 Специфика «критической философии» и этики И. Канта
1.1 Метафизика И. Канта
И. Кант реализовал для метафизики, ранее исходившей их термина бытия, новое понимание, где сознание и самосознание Я – это основание любой объективности - объективности познания предметов опыта, явлений природы и мира явлений . Если догматизм отвечал на вопрос «Что такое предмет?», то Кант начинает с вопроса: «Как происходит познание о предмете?». В такой трансформации вопроса прежнее миропонимание являлось у немецкого философа «трансцендентальной философией», перед которой стояла задача познания не вещей, а способов познания.
Итак, особенность критической философии состоит в анализе самого познания и его форм, то есть доопытных факторов возможности совершения опыта. Кант полагал, что в человеческой деятельности предметы должны сообразовываться с познанием и его результатами, а не наоборот. В письме к И. Г. Ламберту от 2 сентября 1770 г. И. Кант говори о том, что его новая философия «…позволит с помощью надежных и простых критериев проверить все метафизические вопросы и с уверенностью установить, в какой мере они вообще могут быть разрешены» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Астафьева, О.Н. Культурология. Теория культуры / Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 487 c.
2) Баймурзаев А. Д. Взгляды И. Канта как методологическая основа цивилизационного подхода к изучению развития общества//НАУКА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ивановской И.И., Посновой М.В.. Петрозаводcк, 2021. С. 110-115
3) Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3.
4) Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
5) Кант И. О вопросе, предложенном на премию Королевской Берлинской академии наук в 1791 году: Какие действительные успехи сделала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа? // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 181-182
6) Кант И. Сочинения. В 8-ми томах т. Т.5.М.: Чоро, 1994 - 414 с
7) Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века. М., 1989
8) Лекторский А.В. Субъект /А.В. Лекторский // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983.
9) Нарский И.С. Кант. М., 1976.
10) Познание // Философский энциклопедический словарь / Главн. Ред. Ильичев Л. Ф и др. – М.: Советская энциклопедия. 1983.
11) Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: «Республика», 1998 - 413 с.
12) Тушлинг Б. Предисловие // Кант И. Соч.: В 4 т. М., 1993. Т. 1.
13) Шпенглер О. Закат Европы. Mосква: Мысл. 1998 - 663 с.
14) Философский словарь: Основан Г.Шмидтом. Изд. 22-е, новое, перераб. М., 1983. С. 270-271