Фрагмент для ознакомления
2
Целью данной работы является рассмотрение проблем межкультурной коммуникации в современной культуре.
Межкультурная коммуникация – это общность разных форм отношений, коммуникаций между субъектами и группами, что принадлежат к разным культурам. Как следствие, смыслы культуры, символические системы воспринимаются различно, что инициирует трансформации коммуникативных событий, масштабирование картины мира участников межкультурного взаимодействия. Появляются новые формы телекоммуникаций, транспортные и электронные средства, культурные потоки. Революция в сфере технологий позволила коммуницировать миллионам людей, порой отдаленным по своим культурам, посредством массовых средств коммуникации.
Сегодня глобализационные процессы и межкультурная коммуникация являются неотделимыми друг от друга. Рассмотрим факторы, от которых зависит специфика межкультурной коммуникации в условиях глобализации. Прежде всего, это трансформация пространственной и временной концепций, рост взаимодействий культур, расширение идентичности. Данные факторы изучались теоретиками глобализации - Р. Робертсоном, Д. Харвеем, З. Бауманом, Д. Хелдом, Р. Коэном, П. Кеннеди, П. Бергером, Т. Лукманом, С. Хантингтоном и др. Так, согласно теории Бергера и Лукмана о конструировании реальности, социум формируется индивидами при взаимодействии и он – итог опредмеченной деятельности человека. То есть, общество – это определенный запас общественного знания, его результирующая, которая создается как итог накопления информации об окружающем мире, когда информация передается от поколения к поколению. Это взаимодействие возможно при помощи языка и коммуникации. Так происходит аккумулирование информации, которая усваивается и транслируется. Взаимодействие обеспечивается и социальными институтами, которые являются гарантами общественного порядка и стабильности, что важны для непрерывности процесса .
Уникальный способ коммуникации личности с окружающей реальностью – ее конструирование – отличает социум, как полагают Бергер и Лукман, от природной и животной среды.
Социальная реальность - это итог каждодневного процесса коммуникации людей и делится на такие элементы: объективный и субъективный компонент . Объективная сторона данного процесса состоит в существования единого запаса знания, который передается из поколения в поколение. Также здесь предполагается и существование социальных институтов, что данное знание развивают, поддерживают, сохраняют.
В эволюции социум трансформировался в реальность, со своими ценностями и традициями. Он существует объективно и во временном отношении намного дольше отдельно взятой человеческой жизни. Поэтому общество – это уже сформированная реальность, а личности приходится принимать во внимание ценности самого общества.
Относительно же особенностей межкультурной коммуникации в условиях глобализации, то мы говорим про рост культурных контактов. Общность культурных представлений позволяет создавать уникальный образ жизни. И если ранее культура и знания развивались в бытовых ситуациях, их диффузия реализовывалась медленно, то сейчас увеличение культурных контактов связано с появлением новых субъектов транснациональных связей и межкультурной коммуникации. Следует сказать и о факте международной миграции, что влияет на разнообразие культур. Масштабный рост культурных контактов инициировал изменение значений и знаний самой культуры. Теперь возможным стало переносить значения культуры из одного социального контекста и другой; существуют инструменты доступа к гораздо большему количеству фрагментарных знаний, чем ранее. Информация о жизни других народов теперь находится в открытом доступе и является важной для выживания. Электронные же СМИ, технологии позволяют ассимилировать людей в единый мир опыта. Это и описывал термином «глобальная деревня» . Мы наблюдаем данный процесс во время мега-событий – Олимпийских игр, чемпионатов мира по футболу.
Как полагает Маклюэн, следующей ступенью развития мира является интегрированный социум, члены которого получают информацию мгновенно, вне зависимости от их местоположения. «Глобальная деревня» как понятие сегодня применимо к Интернету. Физическое расстояние между коммуникаторами не играет огромное роли для самого общения. Нет границ во времени и пространстве. Культуры сближаются, становятся понятны другие мировоззрения, ценности и традиции. Скорость обмена информацией увеличивается, сама информация распространяется крайне быстро и реагировать на события в мире можно мгновенно.
Маклюэн говорит о том, что безграничное развитие информации приводит к тому, что люди вовлекаются в дела других, как будто это их собственные проблемы. И действительно, люди обсуждают в Интернете события в других государствах. Чувство сопричастности, которое дает Интернет, не является давно чем-то невозможным. На сегодняшний день это реально .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Архангельская, И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. М., 2018.
2) Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. URL: http://skepdic.ru/wp-content/uploads/2012/11/0458680_BCA67_piter_berger_lukman_t_socialnoe_konstruirovanie_realnosti_tr.pdf (дата обращения 21.11.2022)
3) Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурно-исторические и политические отношения славянского мира к германо-романскому [Текст] / Н.Я. Данилевский.– СПб.: Глаголъ, 1995. С
4) Докторевич В.А. Основные проблемы межкультурной профессиональной коммуникации в современном обществе//ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ И МЕТОДИКИ. 2021. № 14. С. 61-69
5) Дорофеева М.Ю., Драволина А.П. Проблемы межкультурного взаимодействия в современном мире//НОВАЯ НАУКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2022. С. 261-265
1) Гидденс Э. Устроение общества: Очерки теории структурации. М.: Академический проект, 2003.
2) Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003.