Фрагмент для ознакомления
2
(по УМК «Школа России»)
Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Тип урока: изучение нового материала (усвоение новых знаний).
Цель урока: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи урока:
1. Формировать умение находить родственные слова, находить корень в словах, различать однокоренные слова и формы одного и тоже слова.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3. Обогащать словарный запас учеников.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: у обучающихся сформируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные: обучающиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные: обучающиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи, делать выводы, сравнивать.
Коммуникативные: обучающиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Методы обучения: проблемный диалог, словестные, наглядные, практические, частично-поисковые.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: карточки с заданиями, мультимедийная презентация.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2класс. Часть 1»; карточки с заданиями; лесенки успеха со смайликами; презентация к уроку, ПК, колонки, проектор, экран
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята! Давайте поприветствуем друг друга.(Всем-всем, добрый день)
- Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.
Все на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов.
- Интересно, а слова из чего состоят? А вам интересно? (Да-а-а)
- Ну, что ж, тогда – вперёд, к новым знаниям!
Отгадайте загадку
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья).
- А что такое семья?
Рассмотрите рисунок.
Семья объединяет близких по родству людей – родственников. Это мама, папа, бабушки, дедушки, братишки и сестрёнки, тёти и дяди.
- Как вы думаете, а у слов бывают родственники?
- Может быть кто-то попробует определить тему нашего урока? (Мы будем искать родственников слов?)
Оказывается, не только у людей, но и у слов тоже есть родственные связи.
В русском языке тоже есть слова-«родственники».
3.Объяснение материала.
Послушайте стихотворение «Как растут слова».
Прислушайтесь к звучанию слов, выделенных красным цветом.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
- Что общего вы заметили в выделенных словах? (У них есть общая часть сад)
Вы заметили, что слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию они тоже похожи.
Давайте понаблюдаем за лексическим значением этих слов.
Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев.
Посадки – это посаженные растения.
Садовник – это человек, ухаживающий за растениями в саду.
Садовод – это хозяин садоводства.
Рассада – это молодые растения.
Все эти слова близки по значению и связаны по смыслу со словом сад.
У всех слов есть общая часть – сад.
Такие слова называются родственными.
Слова, близкие по смыслу и имеющие общую часть, в русском языке называются родственными. В общей (одинаковой) части заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
4. Первичное закрепление
Работа в парах (2 пары)
- Ребята, а вы хотите вырастить такое же дерево?
Каждая пара получает свои корни (ход, лед, лес, род). Подобрать однокоренные слова, выделить корень.
Проверка.
- Так что же вы сделали, чтобы правильно выделить корень? (подбирали однокоренные слова)
- Как по-другому можно назвать однокоренные слова? (родственные)
5. Упражнения по развитию мышления
А) Даны три группы слов (на доске)
Гора, горный, пригорок, гореть.
Лес, лесной, лесенка, лесник.
Вода, водяной, водитель, подводник.
(3 шага) Найти лишнее слово, выписать однокоренные слова, выделить корень.
Б) Наблюдение за словами, имеющими одинаковую часть, но не являющимися однокоренными.
Рис - рисовать гора - горе
(Устно) Найти корень.
- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите?
Показать больше