Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Книга Рэя Брэдберри «451 градус по Фаренгейту»-одна из лучших антиутопий двадцатого века. На написание романа Брэдберри вдохновила кинохроника фашистов о сожжении книг тех писателей, чьё творчество не нравилось нацистам. Проблемы общества, поднимаемые Рэем Брэдберри в книге актуальны сейчас, в нашем современном мире.
Всемирное признание к Рэю Брэдберри пришло в 1953 году, года вышел его роман «451 градус по Фаренгейту», написанный на основе двух рассказов «Пожарный» и «Пешеход».
Главная сюжетная линия– отношение к книге, к прошлому Человечества в тоталитарном обществе, где книгу заменяют телесериалами, конкурсами, прослушиванием классики по пятнадцать минут. А вот книги, которые заставляют читателя думать надо сжечь, причём вместе с домами, в которых живут их владельцы, потому что они пробуждают человека к свободе и воле.
Главного героя книги зовут Гай Монтэг (Монтаг). Он работает пожарным, который сжигает книги. Молодой человек считает, что он поступает правильно, что его работа приносит пользу человечеству. И только встреча с необычной семнадцатилетней девушкой Клариссой Маклеллан, с её другими жизненными ценностями переворачивает его мировоззрение полностью.
Вот о каких проблемах Рэй Брэдберри предупреждает человечество:
1. Конфликт общества-потребителя и человека, тоталитарного общества и несогласных с ним.
2. Бездуховность человека, душевная пустота, существование без совести, без духовной связи с природой.
3. Влияние пропаганды на сознание, на жизнь и поступки человека.
4. Отношение человека к технике, роботам.
Конфликт общества и человека
Роман назван «451 градус по Фаренгейту» так как это температура (451 градусов или 232 градуса по Цельсию) горения бумаги. Гай Монтэг (Мантаг)- пожарный наоборот, он не тушит пожары, а наоборот разжигает их. После того случая, когда пожарная команда прибывшая на вызов по уничтожению книг и владелица их отказалась покидать дом, Гай Монтэг начал задумываться: а правильно ли он поступает, такое ли зло эти книги?
Общество, в котором соседи пишут доносы на соседей, у которых подозревают нахождение книг. В этом обществе преследуют интеллектуалов. Перенесёмся в нашу современность. У нас в обществе появились электронные книги и не секрет, что электронные версии книг подаются в сокращённом варианте.
В книге рассказывается об обществе, где люди говорят ни о чём, разучились общаться, они духовно пусты, одиноки, не умеют высказать и пережить ту ситуацию, в которой оказались, некоторые посещают психологов. Они отдалились от природы, ездят только в машинах на высокой скорости, потому что за езду на малой скорости водителей штрафуют.
Низкий уровень образования в романе показан из-за перехода из оф-лайн обучения в он-лайн, школьникам показывают четырёхчасовые уроки, между собой и с учителями они не общаются, не задают вопросы. Акцент обучающих программ в школах в тоталитарном обществе сделан на развитие физического тела, а на умственный труд человека.
Перенесёмся из романа в наше общество. Проблема замены оф-лайн образования на он-лайн и ограничение доступа к высшему образованию сейчас актуален. Родители повсеместно во всех городах России пишут петиции против дистанционного школьного обучения детей, пишут открытые письма «Против цифровизации образования в РФ».
В советской школе дети получали трудовое воспитание: после уроков оставались дежурные подметали и мыли пол, во время урока по просьбе учителя вытирали школьную доску мокрой тряпкой. В Российской школе такой труд отменили и теперь классы в школе убирают уборщицы или клининговые компании.
Безразличие, бездуховность
Милред, жена Гая Монтэга, типичная представительница общества, описываемого Брэдберри. Она апатичная, безучастная, безчувственная. Целыми днями сидит в комнате с телевизионными стенами, не разговаривает. Когда заметила книги у мужа, то к книгам относится с опаской. У неё полностью мозги «промыты» пропагандой и после того когда узнаёт, что у мужа есть кнгиги без зазрения совести сообщает правительству и бросает Гая Монтэга одного.
«Позже ночью он поглядел на Милдред. Она не спала. Чуть слышная мелодия звенела в воздухе – в ушах у нее опять были «Ракушки», и опять она слушала далекие голоса из далеких стран. Её широко открытые глаза смотрели в потолок, в толщу нависшей над нею тьмы.
Он вспомнил избитый анекдот о жене, которая так много разговаривала по телефону, что её муж, желавший узнать, что сегодня на обед, вынужден был побежать в ближайший автомат и позвонить ей оттуда. Не купить ли и ему, Монтэгу, портативный передатчик системы «Ракушка», чтобы по ночам разговаривать со своей женой, нашептывать ей на ухо, кричать, вопить, орать? Но что нашептывать? О чем кричать? Что мог он сказать ей?
И вдруг она показалась ему такой чужой, как будто он никогда раньше её и в глаза не видел. Просто он по ошибке попал в чей-то дом, как тот человек в анекдоте, который, возвращаясь ночью пьяный, открыл чужую дверь, вошел в чужой дом и улегся в постель рядом с чужой женой, а рано утром встал и ушел на работу, и ни он, ни женщина так ничего и не заметили…» («451 градус по Фарингейту», с. 23,24)
Показать больше