Фрагмент для ознакомления
2
Трансформации, переживаемые российским обществом, связаны с поиском ориентиров, идеалов и моделей дальнейшего развития. Актуальным, в связи с этим становится вопрос о социальной справедливости, ее критериях, возможностей достижения. Что такое социальная справедливость и в чем она проявляется? Возможна ли она или же это недостижимый утопичный идеал?
Проблема достижимости социальной справедливости является одной из важных проблем гуманитарного, в том числе, философского знания. Прежде чем отвечать на поставленный здесь вопрос, следует дать определение данному понятию.
Справедливость является одной из этических категорий. Есть множество определений данного понятия. Более того, представления о справедливости менялось в различные исторические эпохи. Разнятся и формулировки определений понятия «справедливость», в зависимости от философской школы, направления. Представления о справедливости прошли определенную эволюцию.
Данная категория широко использовалась в античной философии. Там под ним подразумевался поиск всеобщего блага для преодоления социально-политипической дифференциации граждан. Платон характеризует справедливость как установление таких общественных отношений, при которых каждый житель полиса занимается тем, к чему он более приспособлен от рождения. Аристотель связывает справедливое получение благ получение благ с положением того или иного гражданина, говоря о «воздаянии каждому своего — равным равного, а неравным неравного».
В эпоху Средневековья понимание категории справедливости начинает носить теологический характер. Так, если вспомнить учение Августина Блаженного о Граде Земном (наш мир и земная власть) и Граде Божием (мир высшего бытия), то здесь справедливость может быть осуществлена только Граде Божием. Фома Аквинский разделил справедливость на человеческую и божественную.
В эпоху Нового времени и Просвещения проблемам справедливости посвящают свои философские поиски, в первую очередь, такие мыслители как Томас Гоббс, Джон Локк, Иммануил Кант и Иеремия Бентам. Первый выводит идею справедливости из справедливости из необходимости гарантировать соблюдение естественных прав. С точки зрения Дж. Локка справедливость состоит исключительно в обеспечении права на жизнь, собственность и свободу. И. Кант выводит понимание справедливости из своего категорического императива, соблюдение которого должно быть обеспечено правовыми способами, т.е. законами, перед которыми все должны быть равны. И. Бентам трактовал справедливость как достижение максимального блага (пользы) для максимального числа людей [2, с. 72-73].
Если говорить о конкретном определении понятия «социальная справедливость», то, с учетом существования большого количества формулировок под ним можно понимать системное качество, содействующее общему благу, отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ [3, с. 19].
Таким образом, социальная справедливость есть качество общественных отношений и состояние общества. Она заключается в определенном состоянии социальной системы и отношений внутри нее, имеет определенные проявления, которые нельзя обойти вниманием.
На мой взгляд, социальная справедливость заключается в достижении такого распределения общественных (материальных и нематериальных) благ, при котором их отсутствовал бы сильный разрыв между обеспеченностью ими у различных индивидов и общественных групп, классов и категорий. Также она проявляется в соответствии их объема тому вкладу, который индивид внес в развитие общества и полезности его деятельности для последнего. Также необходимо обеспечение каждому члену общества такого количества благ и ресурсов, которые позволили бы ему полноценно удовлетворять имеющиеся у него первичные (базовые) и вторичные (социальные и духовные) потребности. Таким образом, речь идет о распределении общественных ресурсов и благ. Кроме того, важным критерием справедливости является равенство перед законом, т.е. одинаковость его применения по отношению к людям, имеющим различное социальное и материальное положение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. Волков Н.С. Эволюция концепции справедливости от Античности до эпохи глобализации // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2016. – № 1. – С. 72-82.
3. Дедюлина М.А., Папченко Е.В. Социальная этика. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 84 с.