Фрагмент для ознакомления
2
Становление философских взглядов Фёдора Михайловича Достоевского – это прежде всего тяжелая жизнь мыслителя в России XIX века. На них повлияло множество факторов: рождение и детство во вполне обеспеченной семье, вольномыслие в определенных границах в контексте его вхождения в кружок Петрашевского, осуждение общественности, заключение в тюрьме и ожидание расстрела, а также тяготы жизни в каторжном остроге и жизнь в ссылке.
Можно считать, что философия Достоевского – это философия человечности. Вся его литературная карьера и творчество ярко обозначены фундаментальными вопросами о бытии человека, о совести, природе и его сущности. Потому в какой-то степени философия Достоевского антропоцентрична.
Стоит упомянуть, что человек и душа человека явления одной природы, природы божественного в мире. Оттого никак нельзя умолять роли Бога и Церкви в становлении и существе человеческой жизни. Глубокая набожность и понимание христианской теологии и теософии – ключевая топика рассмотрения личности. В целом, Достоевский был ярый славянофил, народник и «почвенник». Гуманистическое христианское государство с народным ядром и духовным преобладанием над материей было его идеалом, что можно проследить из его сформировавшихся взглядов, описанных так или иначе в «Дневнике писателя».
Далее мы производим анализ источника «Дневник писателя».
1. Онтологическая позиция: объективный идеалист
Философские течения материализма, позитивизма и утилитаризма оценивались Достоевским как дьявольская дрянь и глупость. В противовес материалистическому и имманентно-центричному ключу бытия, Достоевский размышляет о русском народе следующим образом. Его эссе «Post Scriptum» 1876г. «Дневник писателя»:
«…жертва, потребность жертвы даже собою за братьев, и чувство добровольного долга сильнейшему из славянских племен заступиться за слабого, с тем, чтоб, уравняв его с собою в свободе и политической независимости, тем самым основать впредь великое всеславянское единение во имя Христовой истины, то есть на пользу, любовь и службу всему человечеству, на защиту всех слабых и угнетенных в мире…»
Центральная идея о богочеловеке и роли Христа в нашем бытии отражается во множестве текстов и философских очерков Достоевского, изложенных в «Дневнике писателя». Можно легко и с полной уверенностью сделать вывод, что идея Царствия Небесного и вечной жизни во Христе была изложена этим мыслителем как непреложная и оригинальная истина этого мира. Человек не есть мерило мира, он не декартовский «рациональный мыслящий субъект», человек – в первую очередь душа и тело, но в первую очередь и непременно – душа.
Материальный мир Достоевским, как последователем христианской метафизики, признаётся как греховный, мирской и пораженный чумой смерти и гниения. Мир этот по всем канонам вообще является придатком трансцендентного мироощущения вечности в Боге. Независимой от субъекта.
В главе «Одна из современных фальшей» Достоевский высказывает свою позицию более критично и острее:
«Очень мо¬жет быть, что это все так и есть и что цели всех сов¬ре¬мен¬ных пред¬во¬ди¬те¬лей ев¬ро¬пей¬с¬кой прог¬рес¬сив¬ной мыс¬ли че¬ло¬ве¬ко¬лю¬би¬вы и ве¬ли-чес¬т¬вен¬ны. Но зато мне вот что ка¬жет¬ся не¬сом¬нен¬ным: дай всем этим сов¬ре-мен¬ным выс¬шим учи¬те¬лям пол¬ную воз¬мож¬нос¬ть раз¬ру¬шить ста¬рое об¬щес¬т¬во и пос¬т¬ро¬ить за¬но¬во – то вый¬дет та¬кой мрак, та¬кой ха¬ос, неч¬то до того гру¬бо¬е, сле¬пое и бес¬че¬ло¬веч¬но¬е, что все зда¬ние рух¬нет, под прок¬ля¬ти¬ями че¬ло¬ве¬чес¬т-ва, преж¬де чем бу¬дет за¬вер¬ше¬но. Раз от¬вер¬г¬нув Хрис¬та, ум че¬ло¬ве¬чес¬кий мо-жет дой¬ти до уди¬ви¬тель¬ных ре¬зуль¬та¬тов. Это ак¬си¬ома.»
Показать больше